Примерно в те же дни фильм наградили в Сингапуре. Излишне открыточные пейзажи Соловецкого монастыря и его окрестностей все равно производят на зрителей сильное впечатление, а в словах священников многие считывают послание относительно дальнейшего пути русского народа и надежду на духовное возрождение. Картина снималась в течение двух лет, было предпринято около 8 экспедиций, длившихся от 8 дней до 2 месяцев. Трудно было получить разрешение на съемки во время пандемии. Да и братия поначалу к себе не подпускала. Первый год, по словам оператора Алексея Немова, который работал с Дебижевым и на предыдущей его картине «Крым небесный», ездили туда только затем, чтобы монахи к ним привыкли. «Потом началось кино, когда нас стали сажать за общий стол, когда я стал ходить по монастырю как по дому», — сказал Алексей. Вопрос, которым задаются авторы картины, — как вера в Бога влияет на жизнь человека, — их тоже коснулся. Алексей Немов признался: «Многое изменилось в моих взглядах после пребывания на Соловках. Я там стал собой».
Профессиональное жюри под руководством якутского режиссера и худрука «Саха-фильм» Алексея Романова отметило работу композитора Вячеслава Бутусова в «Святом архипелаге». На картине должен был работать Борис Гребенщиков, но он давно перебрался в Лондон, не был даже на прощании с режиссером Сергеем Соловьевым, с которым его многое связывало, чем расстроил коллег по фильму «Асса». Помню, как мы сидели на поминках и они звонили Гребенщикову в Лондон, а потом сокрушались, что он не приехал. Бутусов, как выяснилось, обратился к Сергею Дебижеву с абстрактным предложением поработать вместе в кино, выразил готовность написать музыку. Карты так легли, что это стало возможным. В «Святом архипелаге» звучит музыка, знакомая нам по песням группы «Наутилус Помпилиус». Вячеслав Бутусов — воцерковленный человек. Все сошлось.
Лучшим фильмом жюри сочло детскую картину «Мороженое со вкусом сладкого картофеля» китайского режиссера Ван Чуна, который лично получил награду. Он актер, и это его первый режиссерский опус, наивная картина про мальчика, приезжающего к своей бабушке после семейной трагедии. Его отношения с местными ребятами складываются не сразу. В этом году в Анадырь приехала небольшая делегация из Китая. Как выяснилось, для посещения Чукотки им потребовалась не только российская виза, но и спецпропуск, полагающийся иностранцам для пребывания в пограничной зоне. Формировать программу из фильмов арктических стран сегодня почти невозможно, поэтому взят курс на страны, готовые к сотрудничеству, а это прежде всего Китай и Иран. В состав жюри входил иранский режиссер Бехруз Шоайби, сделавший после пребывания в России вывод: «Мы не так далеки друг от друга, как это может показаться». Он легко общался с таджикским режиссером Файзулло Файзовым, чей дебютный «Водный мальчик» отмечен за сценарий. Файзулло — актер по первому образованию, полученному в Душанбе, а режиссуре он учился в Иране. Следующий свой фильм он снимет под руководством Люка Бессона. А его соотечественник — непрофессиональный режиссер, студент третьего курса экономического факультета Алижан Джалилов — награжден за неигровую короткометражку «Алиф. До. Ре. Ми».
Заместитель генсекретаря Китайской ассоциации семейного и детского кино Юань Ли, ставшая любимицей чукотских детей, сказала, что это первая после пандемии китайская программа международного уровня. В ней был представлен мультфильм «На светлую сторону», идея которого родилась в разгар ковида, чтобы подбодрить людей. 7 режиссеров — не только из Китая, но и других стран (все они представители разных школ) — создали 7 новелл. Одна из них отсылает к Сычуаньскому землетрясению 2008 года, где погибли десятки тысяч человек, и героями становятся переселенцы, мальчик без ноги, передвигающийся на протезе. Герой другой новеллы — пожилой владелец супной лавки, у которого от непосильного труда травма запястья. Это так возбудило юных зрителей, что возник разговор о том, как много работают люди в Китае — с 4 утра и до полуночи. Есть в фильме и водитель автобуса, который завтра уходит на пенсию, и его с почестями провожают на заслуженный отдых девочка-светлячок и ее друзья. У нас такой социально яркой анимации почти нет. Юань Ли не только ответила на все вопросы, но и подарила детям «ушки» с пандами, наклейки, а они в ответ преподнесли ей открытки, конфеты, стоило только признаться, что Юань Ли любит сладкое.
Российскую анимацию представлял дважды номинант «Оскара» Константин Бронзит. Ему достаточно было сказать детям: «Я Тугарин Змей», — и больше ничего не требовалось. Сейчас он заканчивает работу над полнометражным мультфильмом «Лунтик и большое путешествие». «Нас, советских детей, не учили смотреть кино, особенно мультипликацию. Спросите взрослых, о чем «Ежик в тумане». Мало кто из них вам ответит. Кино нужно учиться смотреть, а мультипликацию особенно, потому что это кино абстрактное, и иногда из «ручки-ножки-человечек» складывается некий образ», — сказал Константин Бронзит, который объездил весь Анадырь, побывал в Угольных Копях. Именно там расположен аэропорт. Зимой до него можно добраться на вертолете или глиссере. Теперь же пришлось ехать по так называемой «дороге жизни», по льду, который дал трещины и доживал последние дни. Дальше по опасному пути можно будет проехать только на трэколах, как в тундру.
За лучшую женскую роль награждена непрофессиональная актриса Лия Санаа, сыгравшая в снятой на алтайском языке «Тропе». Режиссер фильма Михаил Кулунаков — выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, а не любитель, как это может показаться. Его работу отметили за режиссуру. Актрису он выбрал своеобразно. Собственно, она и не актриса, а бухгалтер. Михаила поразило то, как Лия повернула голову, и этого оказалось достаточно, чтобы сделать выбор.
Несмотря на поворот в сторону Китая и Ирана, интерес к кино с северным характером остается. Спецприз жюри за игровой дебют получила опытный документалист Наталия Гугуева. Она сделала «Туман» на действующей метеостанции на берегу Баренцева моря. Оператор Шандор Беркеши снял суровую и величественную природу без открыточных красот. Но наградили за операторскую работу почему-то документалиста из Петербурга Алексея Головкова, снявшего неигровой фильм «Семь дней осени». Можно было отметить его за другие достижения. Тем более что часть картины снята ее героями — семейной парой с потерей слуха. Русская женщина из Тулы и местный эвен на протяжении 30 лет живут совсем одни в тайге, в 200 км от ближайшего селения, изъясняются языком жестов. В фильме использована также съемка профессиональной путешественницы Марины Галкиной, которая одна прошла через Верхоянский хребет, а именно в долине этих гор живут герои картины. Она путешествовала и по Чукотке ради подвига и поддержания духа, как сама говорит.