Тикет ту Даблин для Босса
Для Брюса «Босса» Спрингстина и его группы E Street Band суетливая гастрольная жизнь в большом мировом туре началась в начале апреля. В конце месяца музыканты перебрались в Европу, где уже успели собрать два стадиона в Барселоне и три в Дублине.
С учетом того, что музыканты играют через день, ирландская часть тура немного растянулась, и за время, проведенное в Дублине, Спрингстин стал там почти родным человеком. Его строгий плащ и залихватская кепка то и дело оказывались в пабах и знаковых закусочных города, рок-стар с удовольствием фотографировался с местными, успел встретиться с ирландской панк-легендой Шейном Макгоуэном, на саундчек к Брюсу заглянул не менее легендарный фолк-рокер Донован.
Концерты Спрингстина буквально тонут в страстях и слезах ностальгии. Дублинские журналисты провели немало времени в гигантских очередях у входа на арену, выслушивая фанатские истории. «Одна из песен Брюса была нашим первым танцем», — вспоминает парочка под шестьдесят. «Мне сейчас как будто снова восемнадцать, и я отрываюсь на концерте Брюса в Слоан-Кестл в 1986 году», — замечает другой поклонник со стажем.
Сам Босс, кажется, рад возможности размять косточки. Его предыдущий тур с E Street Band закончился в 2018 году, и сейчас 73-летний музыкант и его команда снова могут себя почувствовать на вулкане фанатских страстей. Шоу Спрингстина несется как винтажный паровоз, но сам артист на сцене совсем не хочет вспоминать про свой возраст. Его концерт идет больше трех часов, за которые группа играет почти тридцать песен.
К началу бисовки Спрингстин — по-прежнему сгусток энергии, и когда начинает звучать Born in the USA, желанию рвать на груди рубахи могут противостоять только самые благовоспитанные и те, у кого рубашки слишком дорогие. В пылу этих страстей мало кто вспоминает немного скандальную ауру начала тура.
Виной всему оказались цены на билеты. В родном для музыканта Нью-Йорке за возможность увидеть Брюса на сцене с публики просили минимум триста долларов, что многовато даже для богатой Америки. Отдельное возмущение вызывало то, что такая цена — результат достаточно агрессивной политики огромного билетного оператора Ticketmaster, который после альянса с главным мировым концертным прокатчиком Live Nation фактически диктует цены.
Именно стратеги этой конторы придумали так называемое динамическое ценообразование, когда увеличение спроса на билеты автоматически делает их еще дороже. Примечательно, что при онлайн-торговле (а другая практически исчезла) публике выставляются счета за разные сервисы и цена билета может увеличиться чуть ли не вдвое.
Лидер британской группы The Cure Роберт Смит перед началом своего американского турне решил бороться с монополистами и, к удивлению многих, сумел убедить продавцов билетов вернуть часть денег купившим их людям. Спрингстин ничего такого не предпринимал, но в одном из интервью заявил о своей готовности отдать деньги всем, кому не понравится шоу, а также заметил, что в ходе всей своей карьеры старался удерживать цены на билеты, делая их часто ниже логичной стоимости. И вот теперь время забрать свое. Судя по тотальным аншлагам, публика с кумиром торговаться не намерена.
Не шутите с Metallica
Их музыка вряд ли ассоциируется с иронией, однако в туре в поддержку альбома 72 Seasons шутки, кажется, приветствуются. «Хотите новую или старую песню? — спрашивает Джеймс Хэтфилд 71-тысячную толпу, собравшуюся на первый концерт тура в Амстердаме. «Играем новую», — рычит фронтмен, но звучит старый боевик Seek & Destroy.
Критики, возможно, без особого энтузиазма снова называют Metallica главной хеви-группой планеты, и музыканты с удовольствием показывают, кто тут действительно главный. Внушительная сцена прямо посреди стадиона, семь огромных экранов, пиротехника и хитрые механизмы, благодаря которым ударная установка оказывается в ходе шоу в четырех разных местах.
Другим важным спецэффектом тура является намерение группы играть в каждом городе два концерта, состоящих из разных песен. Прямо скажем, интересный подход к работе с каталогом и хороший повод для настоящих фанатов сходить на оба шоу. После выхода нового альбома было высказано немало сомнений насчет уместности свежих песен на концертах. Большинство из альбомных треков довольно длинные и среднетемповые, что делает их не самым очевидным выбором для исполнения живьем.
Но музыканты уже не раз подчеркивали, что очарованы своим новым материалом и не намерены его скрывать. В итоге в сет-лист из новинок попали Lux AEterna, Screaming Suicide и Sleepwalk My Life Away. Остальная часть шоу была составлена явно с заботой о людях, которые пришли на что-то вечное. И это вечное прозвучало во всей своей красе.
Связка из Nothing Else Matters и Sad But True напоминает смертельный номер. «Гори, Амстердам, гори», — кричит Хэтфилд, и группа выдает Fuel, доводя народ до настоящей истерики. В финале шоу музыканты проявляют фирменное великодушие стадионных звезд, разбрасывая медиаторы и барабанные палочки, ребенок, которому на вид нет и десяти лет, получает от фронтмена желтую бандану. Но, несмотря на все эти любезности, амстердамцы, скорее всего, чувствуют себя сожженными оглушительной музыкой и тоннами рок-харизмы. Парижу, в котором хеви-буйство продолжится, наверное, тоже достанется от души.