Картина рассказывает о неизвестных страницах Великой Отечественной войны в Заполярье. Интересно, что Дарья не планировала снимать кино о войне. Ее поразила природа этих мест, мох, имеющий пятьдесят оттенков зеленого, неприступные скалы. В какой-то момент возникли мысли о том, как же здесь люди воевали. И она решила снять северную природу, а в качестве закадрового текста использовать солдатский дневник. Нашла воспоминания адмирала Северного флота Арсения Головко, который в 36-летнем возрасте стал командовать флотом после того, как репрессировали двух его предшественников. В этих дневниках ее поразили описания природы, самокритичное признание ошибок, того, как во время учений утонула лодка.
По словам Дарьи, многие факты, связанные с войной в Заполярье, замалчивались в советские и последующие годы. А там было жесткое противостояние горнопехотной дивизии вермахта и не готовых к войне советских войск, что привело к серьезным потерям. Все происходившее и описано в дневниках, которые после войны издали в сильно урезанном виде. У сына Головко — Михаила — сохранился рукописный оригинал. «Меня это очень тронуло, — говорит Дарья Хренова. — Это не тот проект, который годами планируешь. Все внезапно родилось. Потом выяснилось, что сын Головко живет в Москве. Он оказался очень интересным человеком. Сейчас Михаил реанимирует дневники отца. После изуродованной публикации рукописи адмирал умер — не смог пережить, что все переписали и отрубили. Сказалось и то, что он получил дозу радиации. Первый показ фильма прошел в Североморске в присутствии всего руководства Северного флота.
В Анадыре Дарья Хренова также представила фильм «Сын Монголии», снятый ее дедом — советским режиссером Ильей Траубергом в 1936 году с участием актеров из Улан-Батора. Это первый игровой монгольский фильм, от которого ведет отсчет монгольская кинематография. А снимала его съемочная группа из Ленинграда. Картина рассказывает о судьбе монгольского пастуха Цевена, влюбленного в Дулму. Чтобы добиться ответной любви, он отправляется на поиски сказочного сада. Его плоды, согласно легенде, сделают его богатырем. Цевен оказывается в плену у японских оккупантов, но с помощью нового друга избегает казни и возвращается на родину.
В 1936 году за «Сына Монголии» режиссер был удостоен правительством Монгольской Народной Республики высшей награды — ордена Трудового Красного Знамени. Но расстановка сил поменялась, и картину в 1941 году там запретили. Вторую жизнь она получила только через 50 лет. Русская звуковая дорожка была утрачена, и картина стала невидимой для российских зрителей. В 1941 году, поскольку был заключен нейтралитет с Японией, а в фильме японцы показаны как враги, картину спрятали подальше. Никаких документов про звук нет. Только в 2018 году Дарья Хренова начала снимать документальный фильм о своем деде, а в декабре 2019-го сделала запись актеров на «Мосфильме» и вернула нам утраченную версию на русском языке.
Илья Трауберг (1905–1948) — брат режиссера Леонида Трауберга, ученик Сергея Эйзенштейна. В 1929-м он снял «Голубой экспресс» на материале китайской революции, а в 1932 году появился его фильм по сценарию Иосифа Прута «Для вас найдется работа» о борьбе немецкого пролетариата против зарождающегося фашизма. В 1938-м он возглавил сценарный отдел «Мосфильм». В 1943–1946 годах служил во 2-й Воздушной армии, награжден орденом Отечественной войны I и II степени. А в ноябре 1947 года как представитель «Совэкспортфильма» был командирован в Берлин для учреждения совместного советско-германского акционерного общества по производству и прокату фильмов ДЕФА и утвержден директором и художественным руководителем новой студии. В декабре 1948-го он внезапно скончался в Берлине при невыясненных обстоятельствах. Его имя словно исчезло из истории советского кино. Ему было всего 42 года. Дарья Хренова работает над документальным расследованием «Поезд-призрак» о своем деде.
Дарья вспоминает: «Однажды моя бабушка Милица достала с антресолей гору дореволюционных семейных фотографий. Среди них обнаружилась единственная сохранившаяся в семье карточка деда, где он держит на руках маленькую дочь Веронику, мою маму. По словам бабушки, после этой фотосъемки он уехал в Берлин руководить киностудией ДЕФА, где был отравлен. Больше она о нем никогда не рассказывала. Позже я нашла дома акт судебно-медицинской экспертизы, свидетельствующий, что Илья Трауберг умер от инфаркта. Моя мать ничего не знала об отце, не знала, где он похоронен. Когда он умер, ей было шесть лет. Я долго не решалась разобраться в этой истории. Первое свидетельство получила в Монголии, куда приехала со своим документальным фильмом. Там меня разыскал внук консультанта и актера, работавшего на фильме «Сын Монголии». По его словам, вскоре после съемок, в 1937 году, его дед, образованный монгольский интеллигент, элита из потомков Чингисхана, был арестован в Ленинграде и погиб в лагере под Магаданом.
Странно было и то, что самого фильма, снятого силами советской киностудии, не сохранилось в русском озвучании, была только версия на старомонгольском, хотя фильм был в широком международном прокате, а The New York Times назвала его фильмом года. Ни в одном советском киносборнике Илья Трауберг не упомянут. Везде фигурирует только его родной брат Леонид Трауберг, прежде всего как соавтор культового советского фильма «Юность Максима». В архивах Госфильмофонда я нашла пленку с записью торжественных похорон Ильи Трауберга в Ленинграде спустя время после его смерти в Берлине. Почти все публикации по истории ДЕФА сообщают, что Трауберг был найден мертвым в берлинской квартире актера Ганса Клеринга, снявшегося в небольших ролях в нескольких советских фильмах. Не без труда удалось найти его сына. Он изложил версию о том, что Илья, оказавшись на вечеринке в доме его отца, слишком плотно поел и умер. Но он не был похож на человека, который голодал. Ганса Клеринга вызывали в Москву, пытались отправить в ГУЛАГ. Но он написал письмо Вильгельму Пику, чтобы тот его забрал под свою ответственность, иначе перспектива одна — сгнить в лагерях. И все это связано с тем, что он распространял информацию о смерти Ильи. Вильгельм Пик его вытащил».
Спустя три месяца после смерти Ильи его брата Леонида Трауберга сняли с руководящей должности на «Ленфильме». Из-за травли он на какое-то время ослеп. Примерно в это же время третий брат Виктор Трауберг, работавший главврачом, лишился должности. По мнению Виктора, «сердечная версия» смерти — полное безумие, поскольку Илья был военным летчиком, а при наличии серьезных проблем со здоровьем его бы не допустили к управлению истребителем.
Вопросов все больше и больше. Почему Илья умер в Берлине? Почему он снял первый монгольский фильм? Почему режиссер во время войны летал на истребителе? Почему в разных документах разные даты смерти? Почему отсутствуют подписи в бумаге по освидетельствованию трупа? Почему похороны прошли и в Берлине, и в Ленинграде? Был ли он любвеобилен или только работал? (Дарья нашла в архиве РГАЛИ пачку любовных писем разных женщин, включая советских актрис.)
И еще интересные факты. Илья Трауберг планировал подписать для ДЕФА контракты с итальянским режиссером Роберто Росселлини и американским кинематографистом немецкого происхождения, автором оскароносной «Жизни Эмиля Золя» Уильямом Дитерле. В начале 40-х в одной из военных анкет Илья отметил наличие родственника в Америке — Лейба Мильштейна, уехавшего в 1913 году в США и ставшего там режиссером Льюисом Майлстоуном, первым двукратным обладателем «Оскара». С началом холодной войны появились перебежчики в западный сектор, и среди них немецкий политик и коммунист Эрих Гнифке, на которого делалась ставка как на одного из руководителей будущей ГДР. А у его дочери Лило Мессен, актрисы со студии ДЕФА, как будто был роман с Ильей Траубергом. Есть еще линия, связанная с акционерным обществом «Линза», дочерней компанией которой была ДЕФА. «Линза» владела заводами по производству технического оборудования для вооружения и военной оптики. Трауберга посмертно обвинили в беспорядке на студии, в сокрытии растраты, сделанной немецким аппаратом, в размере трех миллионов марок.
— Как вы заново озвучивали картину?
— Сложно. Сначала Монголия хотела в этом поучаствовать, но не случилось. Госфильмофонд предоставил мне копию фильма и договорился с «Мосфильмом» о предоставлении павильона. Нужно было все сделать за одну смену. У меня не было бюджета. Актеры все бесплатно работали. В Госфильмофонде сохранились монтажные листы, но в них не все совпадало. Что-то пришлось позаимствовать из английских субтитров. Шестой год я работаю над фильмом. Занималась архивными изысканиями, сняла в Петербурге актрису Нину Мазаеву, которая помнила моего деда. Ей было лет 17. Она была в него влюблена, даже съела килограмм мороженого, чтобы он ее спасал. У нас в семье была только одна фотография деда, а теперь я столько всего нашла. Я нашла в Питере его могилу. Мама, которой 80 лет, туда съездила. Много семейных загадок остается. В немецких книгах по истории ДЕФА самые разные версии смерти моего деда. У него две хроники похорон — берлинская и ленинградская. Это такой детектив, который даже специально не придумаешь.
— Какой версии придерживаетесь вы?
— Думаю, деда либо отравили, либо застрелили. Он должен был снимать фильм «Совет богов» — расследование деятельности американской организации, которая спонсировала Гитлера. Вся эта история была опубликована. По ней написали сценарий. Принесли его Илье. Где-то через две недели он погиб. Точно одно — следы произошедшего затирали. Труп деда не повезли на родину, а на следующий день сожгли в крематории. Мы смотрели там книгу записей. На странице из нескольких десятков фамилий только напротив фамилии Трауберг стоят знаки вопроса.