Финал пятого сезона многие вполне обоснованно восприняли как размашистую и даже драматичную точку в истории проекта. Война закончилась, Рокотов погиб, а значит, и продолжение действа без одного из самых харизматичных персонажей вряд ли возможно. Были и другие соображения, по которым создателям сериала следовало бы закругляться. Даже поклонники фильма не без сожаления замечали, что к пятому сезону фитилек действия как будто прикрутили, и во всем происходящем на экране ощущалась явная усталость. А значит, и правда, пора завязывать.
Впрочем, зрительская логика, равно как мнения кинокритиков, вряд ли имеют решающее значение, если речь идет о телепродукции стратегического характера. К определенным датам у нас требуются определенные фильмы, и это как раз тот случай, когда производителям нужно брать под козырек и делать.
В итоге у сериала, которого уже не очень-то ждали, появился еще один сезон, где героев сделали на пять лет моложе. На этот раз сюжет разворачивается в ноябре 1941 года в Ростове. Сотрудники военной прокуратуры Елагина (Екатерина Климова) и Мирский (Максим Дрозд) в ходе расследования нескольких запутанных преступлений сталкиваются с хорошо подготовленными диверсантами.
Определенное преимущество многосезонных сериалов в том, что зрители погружаются в уже знакомую и от этого комфортную атмосферу. Они знают героев, понимают, чего от них ждать, и не нужно особенно напрягаться, чтобы понять происходящее на экране. И еще можно сразу представить определенную планку качества.
Совершенно ведь очевидно, что Климова на шестом сезоне проекта сможет внятно сыграть мелодраму, без которой историческое кино у нас просто невозможно. Вряд ли можно сомневаться в способности Максима Дрозда отлично вписаться в детективный сюжет. И уж, конечно, Александр Панкратов-Черный и его шарм актера старой школы снова имеют все шансы стать фирменным знаком проекта.
По-своему забавно, что и минусы сериала тоже стали привычными и переходящими из сезона в сезон. «Климова как будто только что из салона красоты, а по сюжету вроде бы война идет…» — ворчат в первую очередь зрительницы. Женский остракизм, возможно, часто бывает следствием не столько логики, сколько эмоций, но в данном случае подобные замечания, в общем, в тему. Странно упрекать актрису в желании быть в кадре красавицей, но если красавица героиня по сюжету днями и ночами ловит злодеев, то каждый ее выход с идеальной прической выглядит немного надуманным. В визуальном отношении «По законам военного времени» часто напоминает какую-то слащавую картину маслом, и подобный подход далеко не всегда соответствует тревожной атмосфере начала войны как неотъемлемой части сюжета.
Но если тревожная атмосфера во многом удалась, то с генеральной мелодраматической линией все сложнее. Елагина и Рокотов несколько сезонов весьма складно вели расследования и строили личные отношения. Можно сказать, что Екатерина Климова и Евгений Воловенко оказались неплохой кинопарой, но вот Рокотов исчезает, и сразу становится понятным, насколько важным для фильма был и персонаж, и актер. Конечно, есть внятные сценарные объяснения отсутствия Рокотова в Ростове в 1941 году, но публике, судя по откликам, от этого не легче. «Уж лучше бы сняли продолжение, как после войны Елагина с выжившим Рокотовым ловят преступников и растят своих детей», — сетуют возмущенные зрители.
Кому-то не до романтики. Целый шквал возмущений по поводу не совсем правильной военной формы и неразберихи с ростовскими улицами, наверное, можно было ожидать. Интересно, есть ли шансы на то, что у нас наконец появится проект, который полностью удовлетворит любителей всяких исторических мелочей? Если появится, то это будет черный день для многих критиков — у них просто отнимут повод для праведного гнева и убьют вдохновение.
Возможно, главной проблемой «По законам военного времени» является сериал «Диверсант». Вроде бы и то и другое — военные детективы, но просмотр «Диверсанта» связан с постоянными опасениями что-нибудь пропустить. В случае с «По законам военного времени» иногда возникает желание не видеть некоторые эпизоды за то, как они написаны и сыграны.
Не раз подмечено, что сериалы лучше заканчивать на пике популярности. Однако в мире, где правят продюсеры, такое редко получается. Идею сначала пытаются выжать до последней капли и только потом выбросить. В шестом сезоне «По закону военного времени» по-прежнему есть то, за что зрители любят этот сериал. Но для того чтобы уйти красиво, все же следует снять более эффектное продолжение.