Красавцы режиссеры из Латинской Америки увезли все призы

Михалков предостерег мировые киносмотры: ждите, Китай наступает

45-й Московский международный кинофестиваль завершился. Напоминал он смотр кино Латинской Америки, какие регулярно проводят по всему миру и особенно популярны в Европе. Хорошо, что было кому получать награды, что теперь большая редкость. Кинематографистов привезли из самых дальних стран: Японии, Аргентины, Мексики... Основная масса призов отправилась в Латинскую Америку, которую представляли молодые и красивые режиссеры.  

Михалков предостерег мировые киносмотры: ждите, Китай наступает

«Золотого Святого Георгия» за лучший фильм получил аргентинец Франсиско Папарелья, представлявший картину «Три брата», снятую в копродукции Аргентины и Чили. Франсиско вырос в небольшом городке в Патагонии, где и  снимал кино. Он рассказал, какие потрясающие там пейзажи и невероятные персонажи - настоящие черные бриллианты. Они умны, но рано потеряли родителей, и никто их не научил правильно выражать эмоции. «Я ставил камеру и издалека наблюдал за своими героями, никого не осуждая. Мне  хотелось показать их токсичную маскулинность», - рассказал Папарелья.  В Москве он посетил музей Достоевского, расположенный в бывшей Мариинской больнице, где прошло детство писателя. На создание «Трех братьев» Франциско вдохновили «Братья Карамазовы». Получая награду, он сказал: «Кино - это окно в тот мир, о котором мы иначе бы и не узнали. Моя картина стала окном в Патагонию». 

Накануне его китайский коллега Дунцян Чжуан представлял фильм «Трава» («Азиатская медь»), тоже снятый на родине молодого режиссера, в деревне в провинции Фуцзянь, больше похожей на мегаполис. Так вот его молодой герой  упоминает «Войну и мир» Толстого, сравнивает себя с Николаем Ростовым.  

Спецприз за оригинальность и творческий риск жюри основного конкурса под руководством индийский режиссера и продюсера Рахуля Равеля вручило сумасшедшей картине «Фи 1.618» живущего в Канаде русскоговорящего болгарского мультипликатора Теодора Ушева. Теодор приезжал на российско-украинский анимационный фестиваль «КРОК» в 2011 году. Его хорошо знают в анимационном сообществе. Несколько лет назад довелось побывать на его выставке в Софии, которая свидетельствовала о необычности его взгляда на мир. Он не ищет линейных путей, очень разносторонний человек. В Москве он заочно представил свою игровую картину о неких совершенных механистичных людях, готовых покинуть землю на космическом корабле «Вихрь». 

Награда за лучшую женскую роль досталась японской актрисе Кахо Сэго, сыгравшей в скромной  картине «Хрупкие цветы в потоке дней» дебютанта Ютаки Цунэмати. Ее героиня Футаба работает в цветочном магазине, встречается с молодым человеком, и оба они не знают, каким будет их будущее. За лучшую мужскую роль отметили актера из Боливии Фернандо Арсе, сыгравшего в картине «Те, кто внизу». Награду получал режиссер Алехандро  Кирога, учившийся  в разных странах. Он считает Фернандо лучшим актером, и не только в Боливии. Со сцены Кирога обратился к тем, от кого зависит его творческая судьба: «Хочу сказать нашим боливийским властям, что кинематографистам не хватает поддержки». Многие латиноамериканские режиссеры рассказывали о трудностях с финансированием, сравнивали свою ситуацию с той, что сложилась в Европе, и это небо и земля. 

За режиссуру отметили мексиканца Тонатью Гарсия, снявшего «Черную луну». Несколькими часами раньше картина получила приз зрительских симпатий. Это тоже дебют, основанный на реальных событиях. В очень колоритном и бедном провинциальном городке живет большая семья. Жизнь этих людей скудна и бесперспективна. Местные жители выходят на демонстрацию, пытаются  противостоять властям, чьи решения меняют жизнь к худшему. Режиссер посвятил свою картину всем народам, которые борются «за право доступа к природным ресурсам». Тонатью Гарсия, получая награду, напомнил, как Сергей Эйзенштейн приезжал снимать в Мексику, а теперь авторы «Черной луны» поддерживают связи двух стран. Он особенно благодарил своего художника-постановщика, поднявшего картину на невероятную высоту. Кадры действительно очень насыщенные, в них такая завораживающая фактура, красота бедности. 

Жюри документального конкурса под руководством китайского режиссера Хао Юнь – красавицы в прелестной шляпке и бордовых перчатках выше локтя - наградило «Владимирский централ» Юлии Бобковой из цикла «История российских тюрем». Жюри сочло картину посланием о милосердии. «Эта работа изменила меня как человека и режиссера», - призналась Юлия Бобкова и повторила фразу: «Какая тюрьма, такое и государство». Двухчасовое повествование о знаменитой тюрьме проигрывает другим картинам цикла, показанным вне конкурса – «Крестам» и «Бутырскому замку». Хотя все  ограничиваются стандартным набором говорящих голов, посещением тюремного музея, гулом коридоров, бренчанием замков и ключей, раздачей осужденным  еды и газет. Кто только не сидел в знаменитых тюрьмах – лучшие люди Отечества. Три протагониста рассказывают о себе. Один отсидел в общей сложности сорок лет, погубил несколько жизней, и никакого раскаяния. Картина возникает идеальная: читай, размышляй, становись человеком. О работе в тюрьме рассказывают ветераны, одному из которых лет сто. Он говорит все, что думает, употребляет слова, за которые недолго угодить за решетку, но жизнь этого человека и без того прошла в тюрьме, хотя он не осужденный. Залы не пустовали. Интерес к тюрьмам большой.  

В короткометражном конкурсе победила китайская картина «Всё» Лу Хэлая. Чуть позже Никита Михалков отличился: «Мой молодой коллега извинялся за то, что говорит по-китайски. В следующий раз в Каннах или Берлине тебе не придется извиняться. Все тебя поймут». 

Жюри национального конкурса «Российские премьеры» во главе с Алексеем Учителем одного приза оказалось мало, хотя уровень был средним. По регламенту полагалась одна награда, и она досталась дебюту «Край надломленной луны» Светланы Самошиной. Все, что жюри дозволили сверх  того, - это специальные упоминания. Их два - «Тайное влечение» ученицы Сергея Соловьева Стаси Венковой за дерзкий дебют и «Единица Монтевидео» - тоже дебют опытной актрисы Татьяны Лютаевой, отмеченный за яркий актерский ансамбль, который составили Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт, Александр Феклистов, Евгений Ткачук, Агния Дитковските.     

Ведущим церемонии предусмотрительно назначили кинорежиссера Петра Буслова. Задумка сработала в финале, когда на сцену вышел его вгиковский мастер Карен Шахназаров получать приз за вклад в мировой кинематограф. Лауреат вспомнил о напутствии, полученном на ММКФ от американского режиссера Стэнли Крамера. Шахназаров тогда учился на  режиссерском факультете ВГИКа. Его родители увидели в фойе во время фестиваля Крамера. Мама стимулировала папу подойти к нему, как говорит Шахназаров. "Отец говорил по-английски и попросил Крамера написать мне напутствие". В нем было одно слово: «терпение». Подписи он не оставил. Спустя 10-12 лет на Монреальском кинофестивале Карен Шахназаров представлял «Мы из джаза», и на его пресс-конференции в конце зала сидел пожилой человек. Это был, как выяснилось, Стэнли Крамер. А через пару дней в «Нью-Йорк таймс» появилась статья, где он рассказывал, что посмотрел советский фильм, а потом увидел режиссера на пресс-конференции, и тот напомнил ему британского банкира.  «После этого я не ношу галстук, - сказал Шахназаров. - Моя мама сейчас смотрит с неба и думает,  что не зря подошла когда-то к Стэнли Крамеру».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру