На фестивале DOCA разработали инструкцию для песочницы

Игра вне классики

Сыграть в шахматы, оказывается, можно на доске в виде картины Пита Мондриана. А в крестики-нолики — используя вместо простых геометрических фигур фотографии. Каждая из более десятка интерактивных работ, представленных на фестивале современного искусства DOCA, отвечает формуле, озвученной Марселем Дюшаном: искусство — это «игра между всеми людьми всех времен». Поэтому и тема юбилейного, 10-го по счету фестиваля звучит как абсурдистская шутка художника — «Инструкция для песочницы». Обозреватель «МК» испытал на себе оригинальные арт-игры.

Игра вне классики
Марина Звягинцева и ее арт-пазл.

На входе в пятиэтажное здание на Верхней Первомайской, где получают средне-специальное и высшее образование дизайнеры, фотографы, психологи, лингвисты (дом делят несколько учебных заведений), сразу ясно, что здесь обитает креативная молодежь. Работы для фестиваля, впрочем, созданы не только местными студентами — любой юный автор мог подать заявку и стать участником события. Все этажи большой «арт-песочницы» связаны граффити, созданными молодежью под руководством известного концептуального художника Валерия Чтака. На одном из рисунков мы видим ту самую песочницу, упомянутую в теме фестиваля. Песок, однако, больше напоминает извилины мозга. Из него вырастают, словно мысли, башенки, а на вершине песочной горки из извилин стоит чья-то нога в подтеках черной краски…

«За белым кроликом»

На первом этаже зрителей встречает галерея, где выставлены инсталляции молодых художников. Среди них выделяется работа Жени Николаевой «За белым кроликом», название которой, с одной стороны, отсылает к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла, с другой — напоминает о фильме «Матрица», где действие начинается как раз с фразы «следуй за белым кроликом», что появляется на экране компьютера Нео и приводит его к Морфеусу и красной таблетке, которая покажет ему, «как глубока кроличья нора». Та же задача у зайчиков, собранных Женей, — показать хрупкость и иллюзорность мира. Девушка собрала елочные игрушки 1960-х годов, а потом стерла с них старую краску и покрасила заново. Получилось два семейства белых кроликов — одно стройное, «вооруженное» барабанами, второе — хаотичное, но тоже белое. А рядом с игрушечными кроликами еще одна работа о хрупкости. «Мысленный ландшафт» Любови Белой — это логическая головоломка. Перед нами белоснежное керамическое панно, в которое «встроены» разнообразные осколки, но стоит присмотреться — и разбитые кусочки складываются в новые образы. Так же и разрушенные старые представления о нормах со временем складываются в некие новые каноны.

«Душ эмоцией»

Из галереи идем по коридорам, где можно поиграть в необычные шахматы. Одна доска повторяет картину Пита Мондриана, на ней лишь одна фигура — черная пешка. Другая — полностью красная, на ней два белых ферзя. На третьей вместо привычных фигур — игрушечные динозавры, а еще одна доска превращена в кроссворд. Работа Елены Извольской «Ретроградный анализ» «проецирует действительность на шахматную доску» и предлагает нам сыграть в абсурдизм, где победителей быть не может.

«За пределами фотографии» - мастерская Валерия и Натальи Черкашиных

В одной из аудиторий можно принять «Душ эмоций». Эта инсталляция известного художника Марины Звягинцевой осмысляет тему социальной игры, когда человек вопреки себе должен соответствовать, например, занимаемой должности или званию, показывать не собственные чувства, а те, что от него ожидают. Разноцветный поток, в котором можно «помыться», стоя в душевой с мочалкой, символизирует изменчивость эмоций и помогает примириться с ними. Еще одна работа художника заняла другую аудиторию: здесь весь пол заполнен гигантскими кусочками пазла. На стене висит картина с изображением человека в наушниках, написанного в фирменной авторской технике «биотипия» (живопись на воде). Умиротворяющий образ соответствует медитативной игре: собрать такую картину из элементов непросто, но увлекательно. Так что в процессе забываешь все на свете и полностью отдаешься игровой практике. Эта работа, как и «Душ эмоций», несет в себе психотерапевтический посыл.

Арт-Шахматы - работа «Ретроградный анализ»

Еще одна аудитория сверху донизу заполнена рисунками и напоминает один большой коллаж, сложенный из силуэтов людей, внутри которых обнаруживаются то вырезки из газет и журналов, то рисунки в стиле разных известных художников, то загадочные символы-узоры. Каждый силуэт — отпечаток реального человека, в чем можно убедиться, всмотревшись в фотодокументацию проекта, представленную рядом с живописными фигурами. С потолка на тонких веревочках свисают мячики, покрашенные в разные цвета. Так и хочется раскачать эти «маятники» и сфотографировать их движение. Каждый кадр с ярким фоном не повторится — такая вот жизненная игра. Эту тотальную инсталляцию создали 16 молодых фотографов под руководством художников Валерия и Натальи Черкашиных. Она получила название «За пределами фотографии».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29017 от 24 апреля 2023

Заголовок в газете: Игра вне классики

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру