На «Ливерпуль Арене» вместимостью 11 000 зрителей уже месяц как сооружается сцена, устанавливается оборудование и кипят прочие приготовления к наплыву гостей со всей Европы, с тем чтобы 9 мая торжественные фанфары возвестили о начале 67-го конкурса европесни. Победитель станет известен на гранд-финале 13 мая. Певцы тренируют голосовые связки, танцоры качают мышцы ног. Не дремлют и еврофанаты с букмекерами, они активно составляют свои таблицы фаворитов и прогнозируют результаты. Несмотря на то что Россия в этом году в песенной евротусовке снова не участвует, «ЗД» по традиции продолжает следить за главным музыкальным поп-конкурсом, объединившим полмира. Фанаты гадают, кто займет первые места, а мы наблюдаем за фанатами…
Итак, 39-летняя шведская певица Лорин снова стала лидером грядущей евровидийной гонки. На данный момент она возглавляет прогнозы с песней Tattoo. Карьера певицы неотрывна от всякого рода музыкальных телешоу. Начинала она еще в нулевых на шоу талантов Pop Idol, потом работала на ТВ как продюсер, затем в 2011 г. вернулась на сцену и с тех пор снова участвует в песенных телеконкурсах.
Фишкой шведской теледивы помимо выразительной внешности и напористого музыкального стиля в лучших клише шведского поп-рока стали йога-танцы, которые она исполняет по время пения. С одним таким йога-дэнс-номером на песню Euphoria она уже побеждала на «Евровидении» в 2012 году, после чего, собственно, и обрела статус форменной «иконы» у европублики. С тех пор выпустила и неплохо продала два альбома, а еврофанаты периодически возбуждались на настырно циркулировавшие слухи о ее втором пришествии на конкурс. Из новейшей плеяды звезд «Евровидения» она по степени влияния уверенно входит в тройку лидеров наряду с еврогероями последних лет — «королевой Австрии» Кончитой Вурст и итальянскими пост-рок-псевдо-панками Måneskin.
Слухи циркулировали в последнее время чуть ли не каждый год и связаны были с амбициями не столько даже самой певицы, сколько ее страны Швеции. После двух почти подряд шведских побед, в 2012 и 2015 гг. (Манс Зельмерлев), «Евровидение» замечательно веселилось в Мальмё и Стокгольме, а второй по величине город страны Гетеборг остался как бы обделенным праздником континентального песенного единения. Швеции, как судачат, позарез теперь нужна еще и третья победа, чтобы ублажить амбиции разобидевшейся «второй столицы». И вот, регулярные слухи о втором пришествии Лорин наконец стали непреложным фактом. Исстрадавшаяся Швеция пустила в ход свою тяжелую песенную артиллерию…
Но это нормально. Мы помним, как в лучшие годы, после победы Билана, благодаря чему «Евровидение» побывало в Москве в 2009 г., завертелась нешуточная суета с идеей украсить европесней еще и вторую столицу — Санкт-Петербург, а потом замаячил и олимпийский Сочи… Билану проели всю плешь, чтобы ехал в третий раз, побеждал, но тот колебался, как девица красная. Смобилизовали в итоге готового на все поп-пионера Лазарева, он пыхтел как мог, но ничего не напыхтел… В общем, вот это вот всё. Не одни только шведы слабы на европесню…
Таким образом Лорин в этом году вновь участвует от Швеции и вновь со своим йога-дэнсом — на этот раз одиночным, а не парным, как в прошлый раз. Как можно заметить, за прошедшие 11 лет исполнительница усовершенствовала свое мастерство и растяжку всего тела, особенно пальцев рук, угрожающе увенчанных длиннющими когтями-ногтями (мода-с!), которыми поп-стар выделывает всевозможные финтили да кульбиты. В ее исполнительской манере прибавилось драматизма и страсти, хотя чуть и поубавилось, буквально на плохо заметный невооруженным глазом микрон, молодецкой легкости (годы, видимо), но смотреть и слушать ее выступление по-прежнему приятно. В этом уверено и огромное число еврофанатов, которые устроили недавно певице феноменальные овации на грандиозных евровидийных preparty в Тель-Авиве и Барселоне, однозначно показав, кто для них на данный момент всех милее. Не удивительно, что пока она занимает первую строчку пречарта.
Все это, однако, еще ни о чем не говорит. Как показывает практика предыдущих лет, затея с возвращением на «Евровидение» частенько оборачивается провалом, как было с израильтянкой Даной Интернешнл или «норвего-белорусом» Александром Рыбаком. Дважды войти с таким же успехом в прежние воды победителя за всю историю конкурса удавалось только ирландцу Джонни Логану, единственному двукратному чемпиону конкурса (1980, 1987 гг.). К тому же в 1992 году написанная им песня Why Me? победила в исполнении Линды Мартин, и г-н Логан получил от впечатленной публики прозвище «мистер Евровидение» — задолго до тех смутных времен, когда подобный титул самонахлобучил на себя Филипп Киркоров. А времена, да и само «Евровидение», действительно сильно изменились с тех пор, и если Лорин все-таки удастся разорвать шаблон, то поп-дива станет не то что дважды героиней, а эпической евровидийной валькирией.
Вторым фаворитом пока считается еще один представитель северной Европы — Kaarija (Кяарийа) из Финляндии. В миру 29-летнего музыканта зовут Ере Пёухёнен, одно существование этого имени доказывает, что отменять букву «ё» в текстах пока рановато. Страсть к музыке в нем проснулась лишь девять лет назад, но за это время он успел выпустить первый сольник. Kaarija переводится как «обертка», «фантик», «пустышка». Таким самоироничным псевдонимом начинающий артист наделил себя не без помощи друзей-шутников. Музыкальный путь он начинал с игры на барабанах, потому ближе всего ему ритмичный хип-хоп, но без афроамериканского наследия — растянутых гласных и растянутых штанов. Последние три года артиста активно раскручивает местный мейджор, выпуская для него концептуальные видеоклипы, где главной визуальной фишкой стали яркие детали в одежде и бьющие через край ирония с сарказмом.
Не стал исключением в этом «смешливом» концепте и номер артиста для «Евровидения». Прикид из латексного рокерского черного низа с ремнями и заклепками, увенчанный голым торсом и надутыми ярко-зелеными рукавами из совсем другой «оперы», поп-гламура, незабываем. В конкурсной песне Cha-Cha-Cha хип-хоп дополнен фирменным финским хард-рок-хрипом. Танцевальный номер и вовсе напоминает сценку из неглубоких кругов ада. Персонаж картинно похлестывает поводьями по спинам танцоров в розовых костюмах с рюшечками, подстегивая их, как лошадей, а затем эти танцоры выстраиваются на коленках в длинную розовую «колбасу» между ног певца… Уморительный номер-пародия на тренды современных шоу сколь забавен, столь и балансирует на грани фола. Публике такое, несомненно, нравится…
Но настоящий адище с огнем и грохотом электрогитар в этом году везут на «Евровидение» немцы. Группа Lord Of The Lost в красных латексных костюмах с воротниками, изображающими языки пламени, исполняет песню Blood & Glitter («Кровь и Блестки») о том, как они счастливы, что могут умереть. Очень йоговское отношение к жизни, даже более йоговское, чем у Лорин с ее натужными страданиями и гибкими йога-пальцами. Солист Крис Хармс занимается музыкой с пяти лет, а его «адской» готик-метал-группе уже 16 лет. Парень давно поднаторел в игре на мрачных струнах душ своих поклонников. В одной из предыдущих песен Крис изображал святого отца в белоснежной рясе, теперь нарядился чертом из преисподней.
В Германии Lord Of The Lost довольно популярны, имеют свою длинную историю и армию поклонников. Но фанаты «Евровидения» пока не очень впечатлились и поставили группу на 20-е место из 37. Судьба рокеров на «Евровидении» тяжела и неказиста, если ты только не Lordi или Måneskin… С другой стороны, такое «опускание» по-настоящему популярных музыкантов для этого конкурса вполне характерно, здесь не работают законы открытого шоу-бизнеса. Победить может кто угодно, пусть даже совсем юный исполнитель-дебютант с одной-единственной песней за душой, а легенда национальной сцены легко может оказаться в самом конце списка. Такая еврожизнь-жестянка… Энгельберт Хампердинк, Бонни Тайлер и тот же Лазарев не дадут соврать…
Электронный музыкальный дуэт Tvorchi (Творческие) из Тернополя бился за право представлять Украину на «Евровидении» с декабря 2020 года, и вот с третьей попытки получилось прорваться на континентальное музристалище. Фанаты оценивают их довольно высоко, ставя на третье место в турнирной таблице.
Любопытную смесь национальной испанской песни и актуальной электроники представила еще одна фаворитка — испанка Бланка Палома из Валенсии. В шоу-бизнесе она совсем недавно, это как раз пример фактически дебютантки на большой сцене, хотя «дебютантнее» российской группы Serebro, которая впервые-то и вышла на большую сцену только на «Евровидении» (2007 г.) и совершенно не растерялась, пока еще не было. Бланка была замечена на песенных телешоу лишь пару лет назад, хотя ей уже 33 года, что для начала карьеры довольно поздно, и с первой же мощной песней пробилась на сцену мирового масштаба. Реверансы стилю фламенко, фольклорной жемчужине ее родины, видимо, вдохновили еврофанатов на высокие оценки, хотя, как проголосуют жюри и телезрители, пока не столь очевидно. Настырное поп-фламенко синьоры Бланки местами выглядит слегка затянутым и даже клонит к зевоте…
Норвежско-итальянская певица Алессандра, 20-летняя участница шоу «Голос Норвегии», представляет эпический фэнтези-марш Queen of Kings («Королева Королей»). Как и у Бланки, у Алессандры в загашнике только одна песня, она же конкурсная. Но известно, что девушка поет с раннего возраста и участвует в телешоу с 12 лет. Она выбрала для себя образ мифической королевы Брунгильды, закованной в броню воительницы, и не прогадала — на волне популярности северных эпосов и жанра фэнтези в целом молодая «королева» Алессандра чуть ли не «матерь драконов», которая собралась уложить соперников если не мечом, то острым, как бритва, художественно-оглушительным визгом на коде. На данный момент Алессандра замыкает пятерку фаворитов, но до конкурса ситуация, конечно, может измениться.
Яркая 25-летняя La Zarra из Франции стала одним из самых обсуждаемых на еврофорумах персонажей. Удивительное совпадение, но она легко может посоревноваться с Лорин в йоге пальцев. Во время выступления кисти ее рук танцуют намного интенсивнее остального тела, которое почти не движется, будучи затянутым в узкое черное длинное платье — практически символ Франции. Так же как и Лорин, она имеет ближневосточные корни, что бросается в глаза: женщин объединяет общая страсть ко всевозможным кручениям-верчениям руками перед лицом (и объективом телекамер), что явно в крови и у «шведки» (по происхождению мароккано-берберки Лорин Зинеб Нора Талхауи), и у «француженки» (настоящее имя певицы — Фатима Захра Хафди). В своей «кошачьей» стати La Zarra чем-то еще смахивает и на Лободу, а мощным вокалом и форсированным «рэ» — если не на Эдит Пиаф, то на Эйфелеву башню, передающую в пространство усиленный редукторами радиосигнал. В общем, букет сплошных достоинств.
Начинала Ля Зарра свою карьеру в Канаде, но Канада пока не входит в «Евровидение», так что с оказией певица представляет не родную, но родственную ей Францию на европейском конкурсе песни, тем более до нее это уже делала канадская певица Наташа Сен-Пьер в 2001 году, равно как и Селин Дион представляла в 1988 г. Швейцарию. В принципе «легионерство» на «Евровидении» достаточно распространенная практика, бывает, что страны порой «заимствуют» артистов из других стран. Особенно в этом преуспели Швейцария и Сан-Марино и все тот же неугомонный Филипп Киркоров, который в какие только флаги в свое время не укутывался…
Брутальный, но сладкоголосый italiano vero — итальянский парень — Марко Менгони побеждает в различных телевизионных конкурсах с 2009 года, опыт у него большой. Классический мачо в кожаном костюмчике с не менее классическим страдальческим итальянским тенорком, оттеняющим пресловутую брутальность, собрался потеснить на пьедестале прочую костюмированную латексную тусовку. Тем более что у певца имеется семь студийных альбомов, в том числе и платиновые, опыт выступления на «Евровидении» в 2013 году, где он занял седьмое место. Единственная проблема — во время выступления Марко практически не движется по сцене, совсем как La Zarra. Но у той есть стать Лободы…
В целом же евротусовка, как обычно, вышла громкая, красочная, местами смешная, местами трагичная и неизменно многообразная — на любой вкус и цвет, есть из чего выбрать...