В былые времена картина непременно попала бы на мировые кинофестивали, как бывало с прежними работами Твердовского. В сложившихся обстоятельствах рассчитывать на это не приходится.
Иван И. Твердовский больше не вундеркинд. Его уже не сравнивают с молодым, да ранним канадским коллегой Ксавье Доланом. Оба выросли. Иван — сложившийся мастер, снявший немало документальных картин, активно работающий в игровом кино. Его «Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы», «Конференция» участвовали в кинофестивалях в Карловых Варах, Торонто, Котбусе, Каире, Венеции... Изабель Юппер сказала однажды, что мечтала бы у него сниматься. При этом Ивану всего 34 года. Он вполне соответствует категории «молодой режиссер» (до 35), но в молодежные конкурсы его приглашать не спешат, поскольку он давно не начинающий кинематографист.
В 1992 году «Наводнение» экранизировал советско-литовский классик Витаутас Жалакявичюс. Его картина называлась «Зверь, выходящий из моря». В 1994-м в Локарно состоялась премьера «Наводнения» живущего во Франции Игоря Минаева с Изабель Юппер (любопытное совпадение) и Борисом Невзоровым. Действие происходит в Петрограде в 1920-е, как и у Замятина, которого интересовала жизнь, где была война, а потом революция, и мир на Васильевском острове, где в котельной обитал его герой Трофим. Не так давно «Наводнение» перенесли в зону военного конфликта в Русском драматическом театре им. Н.А.Бестужева в Улан-Удэ. Режиссер Сергей Левицкий определил свой спектакль как «почти кино в семи главах» (семь глав у Замятина). А в доме Трофима и его жены Софьи появлялись беженцы с Балкан, и режиссер исследовал природу маленького бытового насилия и «насилия в рамках планеты Земля».
У Ивана И. Твердовского все происходит в наши дни, здесь и нигде. Замятинская сирота Ганька стала у него Аней. Софья Шидловская сыграла ее жестко. Девочка потеряла возможность говорить после смерти матери, живет в семье тети, вместе с ней ездит на сборы, занимается плаванием. Дома как такового у них нет. Так, временное жилье. Тетя и ее муж — тренеры по плаванию. Детей у них нет. Они жестко муштруют чужих отпрысков. Лица отчима Ани мы почти не видим, зато ощущаем его раскаленную плоть. Трофим Максима Щеголева как биомасса, животное. Его не смущает, что под боком у жены он сожительствует с ее немой и беззащитной племянницей. Все об этом знают, кроме Софьи.
Молодые и спортивные тела, бесконечные тренировки, мрачные коридоры общежития, где живут юные пловцы, такой же унылый номер тренеров, душевые, столовая — все однообразно. Только бассейн привносит какие-то краски. Он окутан паром, исходящим от воды, мерцает синевой. Оператор Артем Емельянов, дебютировавший на «Темноте» Кантемира Балагова, сумел передать его сумеречную красоту. В хлорированной воде откуда-то появится огромная рыба. Сразу не поймешь, настоящая она или нет. При этом серость окружающего мира очевидна. Она сковывает грубый быт спортсменов, их общежитие в широком смысле слова, превращает их в замкнутую систему, некое закрытое общество. Кажется, что и за пределами спортивной базы нет другой жизни. Это какая-то «Волшебная гора», откуда не выбраться ни больному, ни здоровому. И если ты был здоров, то станешь инвалидом, ментальным уж точно. Круговая порука нелюбви испепелит любого. Сверстники Аню презирают за то, что она не как все, постоянно молчит. Она подвергается буллингу, насилию на всех уровнях. Даже Дима, проявивший знаки внимания, казавшийся верным другом, легко предаст. Он тоже за чертой человечности. Кому-то кажется, что режиссер перебрал, сделал слишком жесткую подачу. Она почти всегда присутствует в его картинах, иногда кажется избыточно-искусственной, но в «Наводнении» этого нет.
Когда Софья, мечтающая о ребенке, узнает всю правду о муже и племяннице, она превратится в чудовище. Ей не понадобится топор, как у Замятина. У нее другое орудие. Софья цепляется за Трофима как самка. Никакой близости в широком понимании между ними нет, сплошная отчужденность. Они даже никогда не разговаривают нормально. Анна Слю сыграла лучшую свою роль, свидетельствующую о том, что у нас появилась серьезная драматическая актриса. Она точно уловила интонацию, манеру, свойственную определенному типу людей. Ее сжатые губы, жизнь на инстинктах — высший пилотаж. Анна Слю уже снималась у Твердовского в «Подбросах» и получила награду за лучшую женскую роль на «Кинотавре». За «Наводнение» ее отметили на фестивале «Зимний» в Москве.
Ставшая талисманом Твердовского Наталья Павленкова, звезда его фильма «Зоология», здесь появляется в эпизодической роли Людмилы, осуществляющей допинг-контроль. Мимо нее и муха не проскочит. Она свое дело знает и живет в той же жесткой системе координат, превращающей жизнь в муштру и выгорание.