— Дмитрий, как возникла идея создания такого необычного проекта, посвященного творчеству Зыкиной?
— Вы сказали ключевую фразу: «посвященного творчеству Зыкиной». В том-то и дело, что это, пожалуй, первый проект, который не посвящен творчеству Зыкиной, а посвящен самой Зыкиной — человеку: девочке Люде Зыкиной, девушке Людмиле Зыкиной, женщине Людмиле Георгиевне Зыкиной. Ее характеру, ее друзьям, ее жизненным взглядам, ее отношением к маме, к близким людям, ее переживаниям. Но… Зыкина никогда не пела ни одной песни, которую бы она не проживала. Когда она выходила замуж за Виктора Гридина, то спела песню: «Горят закаты, пламенем объяты, алеют ярко, словно маков цвет. А я отдать готова все закаты за мой один-единственный рассвет…» Любая песня в ее жизни, в ее творчестве — пересечение с ее жизнью, с какими-то человеческими чувствами, эмоциями, переживаниями. Это все неразделимо. Этот спектакль, по сути, о конкретном человеке, которого звали Людмила Зыкина. И этот человек по счастливому стечению обстоятельств был еще и великой русской певицей. Но прежде всего человеком. И поэтому мы ушли как от такового внешнего образа Зыкиной — и ушли практически от репертуара. Потому что Нина Шацкая поет произведения, которые воплощают чисто человеческие нотки в образе самой Зыкиной.
— 21 апреля в Доме музыки состоится премьера спектакля?
— Да, у нас было только одно исполнение в Москве, поэтому можно считать этот спектакль премьерой. Это очень органичное сочетание драматургии Дмитрия Минченка, который является драматургом и главным рассказчиком всего спектакля. Образы музыкантов оркестра тоже взяты из жизни. Потому что ансамбль «Россия», который создавала Людмила Зыкина, — это не просто музыкальный коллектив, в котором она работала и который выпестовала. Она построила свой дом, создала свой мир, окружив себя музыкантами, которых любила, и они называли ее ни много ни мало «мамой». Еще называли «мадам», но это было обращение возвышенное. А вообще она была добрым, чутким руководителем, знала, кто в каких условиях живет, приезжала в гости к своим музыкантам на блины, на пельмени… Это была часть ее жизни, и эта атмосфера воссоздается во время спектакля. Конечно, с помощью драматургии Дмитрия Минченка, с помощью той музыки, тех песен, которые очень органично выражают именно чувственную сторону ее жизни. Даже не какие-то события и факты биографии, а чувства и переживания — это самое ценное. Она в художественном плане уникальная.
— Сам спектакль придерживается основных биографических событий, которые проживала Людмила Зыкина?
— Не то слово! По сути, этот спектакль подлинный. Нам удалось пообщаться с близкой подругой Людмилы Зыкиной Еленой Владимировной Лосевой, с которой они с детского сада вместе, с горшков, извините за выражение. Слава богу, она жива. И она знает Людмилу Зыкину — не просто королеву русской песни, а просто девчонку Люду Зыкину. «Люка» она ее называла, по-дружески. Даже сейчас так называет. Поэтому все основано на подлинных фактах и на анализе этих фактов. Это не просто пересказ, изложение событий, а драматургический анализ. Драматургия в этом спектакле несет ключевой смысл, значение. Но спектакль основан на подлинных фактах из жизни Зыкиной.
— У Зыкиной очень яркий образ: наряды, внешность запоминающаяся, прическа. А в спектакле будет акцент на стиль Зыкиной?
— Стремились многие быть похожими на Людмилу Зыкину, а она была не похожа ни на кого. Она была именно Людмилой Зыкиной номер один. Но никакой попытки подражания, копирования в спектакле нет. Костюмы будут в стиле, присущем исполнителям, и, в частности, Нине Шацкой. Потому что нам интереснее прежде всего внутренний мир человека.
— Но ведь как-то будет передан аромат эпохи или все будет только современное?
— Эпоха зыкинская будет присутствовать постоянно, в каждом звуке. Это неразделимо — ансамбль «Россия» и Людмила Зыкина. Но никаких внешних сравнений мы не воплощаем — важнее та целостная суть, о которой мы хотим сказать и говорим.
— А какие-то песни Зыкиной все-таки будут исполняться?
— Конечно! «Волга» обязательно будет, ее исполнит Нина Шацкая. У нас в спектакле задействована еще одна очень талантливая исполнительница Валерия Янковская, которая как бы реинкарнирует на сцене образ совсем еще юной девочки Люды Зыкиной. Она поет знаменитую «Утушку луговую», которую исполняла Зыкина в молодые годы. Но еще раз повторяю: это задумано больше аллегорически, нежели копирование или подражание.
— А вот для Нины Шацкой это сложный репертуар? Ведь голосовой диапазон у Зыкиной был феноменальный!
— Конечно, это непросто. Послушайте, почти две октавы диапазон у Зыкиной! Но Нина Шацкая — профессиональная певица, которая вокально справляется целиком и полностью с материалом, и никаких сложностей у нас не возникает. Другое дело, что важнее как-то это переосмыслить, сделать частью самого себя… Для Зыкиной каждая песня была какой-то прожитой период жизни. Поэтому главное не только спеть песню, но и прожить. Это еще более интересная в художественном плане задача. Я еще раз повторюсь: мы уже исполняли этот спектакль один раз, и это было очень духовно близко.
— Хорошо принимала публика?
— Великолепно!
— А Зыкина сегодня достаточно современна, учитывая всю нашу действительность?
— Зыкина будет современной всегда, и я объясню, по какой причине. Что бы ни говорили о Людмиле Зыкиной — о душевности ее исполнения, о каких-то чисто эмоциональных сторонах, о ее внешности, — Зыкина ко всему прочему была безупречным профессионалом. Она была, есть и останется навсегда эталоном русской песни. И Зыкину признавали не только любители русской песни, исполнители-коллеги — ее признавало все музыкальное сообщество. Она была в высшей степени профессиональной певицей и работала порой годами над какой-то песней. У нее, как в хорошем театре, песня была сделана до мелочей, до нюансов, до детали, до каждого слога это было сделано. Абсолютно тождественно, если хотите, системе Станиславского. Поэтому Зыкина будет актуальна, современна и интересна всегда, потому что она — это явление. Это самое настоящее, подлинное явление, если хотите, — это, по сути, наша отечественная музыкальная классика. Классика не может состариться, с ней ничего не может случиться. Это грань великого искусства, которая является эталоном.
— Согласна с вами. К слову, Зыкина пела ведь не только русские народные песни, по которым ее знают буквально все, но также романсы, какие-то другие неожиданные песенные находки…
— Да, она обращалась к абсолютно разным жанрам и стилям. Были такие слова Людмилы Георгиевны: «Есть пение правильное, а есть пение неправильное». Это очень важно в контексте нашего спектакля. Людмила Зыкина не делила пение как таковое на народное, на эстрадное, на академическое. Она просто говорила: или ты поешь правильно, или ты поешь неправильно. Если ты фразу музыкальную неправильно строишь, то неважно, как ее поешь, в какой манере: народной, академической, эстрадной или еще какой-то. Поэтому Зыкина была абсолютно многогранна… А вспомним одну только «Поэторию» Щедрина. И она все это выучила наизусть! И спела безупречно интонационно, я бы сказал, абсолютно эталонно. Она была очень многогранной певицей — она была именно пе-ви-цей очень высокого уровня, класса.
— То, что она обращалась к другим жанрам, в спектакле тоже будет показано?
— Конечно. Это будет через призму ее судьбы. Это человеческие чувства, отношения, эмоции, даже разочарование… Все было в ее жизни, она была человеком, и этот человек является ни много ни мало великой певицей.
— А почему вы предложили эту роль именно Нине Шацкой?
— Мы сошлись в каком-то диалоге, во взаимопонимании как-то сразу соединились. Мы говорили часто с Дмитрием Минченком, потом возникла эта идея абсолютно в унисон. И еще раз повторю: не было задачи подобрать певицу, которая максимально была бы похожа на Зыкину, пела бы ее голосом. Нет. Здесь была задача подобрать человека, который, как и Зыкина, воплощает настоящее искусство, который все это проживает. Поэтому, конечно, Нина Шацкая в этом отношении со своим творческим, профессиональным кредо подошла идеально, это имело для нас большое значение. Потом, у Нины Шацкой голос меццо-сопрано, и у Людмилы Георгиевны был меццо-сопрано, и диапазон у них, безусловно, очень близкий. Поэтому какие-то вещи здесь, разумеется, совпадают.
— Нина, конечно, очень красивая, и Зыкина была очень красивая, это их сильно сближает.
— Да, конечно! Сценическая харизма! А как же — это имеет значение. И магия личности, если хотите, важна. Не похожесть, а именно магия.
— Для вас лично это значимый проект?
— Да, разумеется, поэтому я так детально об этом говорю. Мы очень ждем зрителей и будем рады этой встрече.
— Он останется в программе надолго?
— Конечно. Спектакль, что называется, мы ставим в репертуар.