Сюжет «Тетриса» разворачивается вокруг сенсационного мирового успеха игры, придуманной советским программистом Алексеем Пажитновым (Никита Ефремов). Действие происходит в 1988 году, когда американский гейм-дизайнер и бизнесмен Хенк Роджерс (Тэрон Эджертон) пытается получить права на советскую игру и сделать из нее международный хит. Ради этого он отправляется в Москву, чтобы познакомиться с ее разработчиком и заключить с ним сделку. Но в перестроечной столице СССР западного гостя ожидает не только гений-программист, но и целый отряд советских чиновников, а также агенты КГБ.
Российская линия здесь не то чтобы единственная, но точно самая яркая и смешная. Она-то и вызвала у местной публики шквал критики. Старорежимная клюква, куча штампов холодной войны, персонажи как будто из старых фильмов о Джеймсе Бонде. И все это абсолютная правда. Более того, создатели сериала скорее всего понимали, что снимают полукомедийный, полуполитический триллер именно под густым «клюквенным» соусом.
Персона Мэтью Вона в данном контексте довольно важна. Он продюсировал главные фильмы Гая Ричи, занимается кинофраншизой Kingsman и стал одним из соавторов фильма «Рокетмен», байопика об Элтоне Джоне. Можно сказать, что китч и по-хорошему нелепые комедийные ходы — часть почерка мистера Вона, и сюжет «Тетриса» позволил ему широко развернуться.
В итоге советские граждане с серыми лицами, не внушающими, прямо как в песне, доверия, стоят в бесконечных очередях, сотрудницы таможни как будто пришли со съемочной площадки хоррора, кагэбэшник крадет у зазевавшегося туриста фирменные джинсы. В финале — карикатурный военный парад на Красной площади и погоня, в которой главные герои удирают на «Жигулях». Хиты восьмидесятых прилагаются.
Впрочем, если подняться над суетой, то трудно не заметить, что российская часть сюжета отличается еще и отличной игрой наших актеров. Олег Штефанко перевоплотился в начальника госкорпорации, где был разработан «Тетрис», и советский бюрократ у актера получился очень правдоподобным. Игорь Грабузов сыграл практически «нового русского», а именно продажного сотрудника КГБ, который использует все свое влияние в собственных интересах и интересах западного медиамагната, желающего получить права на советскую игру.
Софья Лебедева отлично освоила смешной и имеющий мало общего с оригиналом инязовский английский и очень хороша в роли комсомолки-переводчицы, которую берут в спецагенты. Роль Никиты Ефремова не очень большая, и можно предположить, что актер смог бы раскрыть образ Пажитнова куда шире, но и за оставшееся в кадре актеру вряд ли стыдно.
Фильм снимали на исходе мирного времени, и таким образом «Тетрис» — один из последних проектов о непростом, но все-таки человеческом взаимодействии Запада и России. Совершенно очевидно, что в новых условиях связанные с Россией сюжеты будут пересмотрены в оптике последних новостей. И жанр комедии здесь выглядит пока совсем неуместным.