В сентябре 1830 года Александр Пушкин закончил в Болдино работу над романом «Евгений Онегин» и подсчитал, что на его создание ушло 7 лет 4 месяца 17 дней. Правда, полная версия вышла в свет лишь в 1833 году. Отпечатала роман целиком типография Александра Смирдина тиражом 2400 экземпляром в конце марта, а в первых числах апреля «Евгений Онегин» появился на прилавках его же книжного магазина. Петербургский издатель и книгопродавец был щедр с поэтом — гонорар Пушкина составил 12 тысяч рублей, что примерно 10–12 миллионов на современные деньги. Издание в твердой обложке продавалось по 12 рублей. «До сих пор Онегин продавался ценою малослыханною в летописях книжной торговли: за восемь тетрадок надо было платить 40 рублей! Много ли тут было лишнего сбора, можно судить по тому, что теперь Онегин с дополнениями и примечаниями продается по 12 рублей. Хвала поэту, который сжалился над тощими карманами читающих людей!» — писал корреспондент «Московского телеграфа», когда вышло первое полное издание «Евгения Онегина».
В наши дни цена на экземпляр такого издания начинается от миллиона рублей. Так, в 2018 году на одном из российских аукционов появилось первое издание «Евгения Онегина» — книга в потертом переплете, с надрывами полей, «лисьими» пятнами и без авантитула, была оценена в 950 тыс. — 1 млн рублей. А в итоге ушла с молотка за 2,2 миллиона рублей. В январе прошлого года экземпляр состоянием похуже (с потертостями по краям переплета, трещинами в нижней части корешка, пятнами и надрывами по краям страниц) был продан за один миллион рублей.
Более ранние издания «Евгения Онегина» — в отдельных тетрадях — стоят дороже. Так, в 2019 году на московском аукционе роман в семи отдельно изданных главках (1827–1832), выпущенный типографией Департамента народного просвещения, ушел с молотка за 4,6 млн руб. (при эстимейте 4,5–4,7 млн). За несколько месяцев до того, летом 2019-го, комплект из трех книжек (1-я глава — 1825 г., 2-я глава — 1826 г., 3–8-я главы — 1827–1832 гг.) в оригинальных переплетах были проданы на лондонском аукционе Christie’s за 467 тысяч фунтов стерлингов, в четыре раза превысив первоначальную оценку. Это около 38,5 миллиона рублей.
Кстати, привычный современному читателю текст «Евгения Онегина» не совпадает ни с одним из изданий, вышедших при жизни Пушкина, в том числе с первой, полной версией 1833 года. Годами роман претерпевал разные изменения, подвергся цензуре. 2-е полное издание вышло в свет в 1837 году, незадолго до смерти Пушкина, оно содержит последнюю авторскую редакцию романа. Но и после смерти поэта последующие издания корректировались. В 1937-м — к столетию со дня гибели Пушкина — литературовед Борис Томашевский подготовил том о романе, где приводятся беловые и черновые редакции поэмы. Была проделана большая работа по систематизации всех вариантов пушкинского текста, включая наиболее пострадавшую от цензуры десятую главу, но и этот вариант «Евгения Онегина» по сей день вызывает споры в литературоведческой среде. Так что первое издание 1833 года уникально не только своим духом «золотого века» и шармом старинного переплета, но и непосредственно содержанием.
О том, насколько важно для ценителей и специалистов первое полное издание романа, «МК» рассказывает Михаил Сеславинский — известный общественный деятель, председатель Национального союза библиофилов.
— Очевидно, что для библиофилов, собирателей редких и ценных книг, «Евгений Онегин» в прижизненных изданиях является заветной мечтой. Рождение романа для читателей началось с публикации первой главы в 1825 году. Затем из года в год эти главки выходили поочередно. Отрывки печатались в альманахах той поры, например в «Северных цветах» или «Невском альманахе» за 1829 год, где они впервые были изданы с иллюстрациями. Но полное издание, которое вышло в 1833 году в типографии Александра Смирдина, давало возможность прочитать полностью весь роман, купив одну книжку, а не собирать главки, которые издавались на протяжении 7 лет. Этот томик был крайне востребован и поэтому редко встречается в наше время на антикварном рынке. Многие старые собиратели говорили мне, что даже в советское время купить экземпляр в хорошем состоянии было почти невозможно. Из членов Национального союза библиофилов наличием этой книги могут похвастаться гендиректор «Первого канала» Константин Львович Эрнст, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Николаевич Гусев и ваш покорный слуга. У меня эта книга присутствует на полке в довольно расхристанном состоянии, крепко почитанная, потребовавшая реставрации нескольких листов. Но тем более дорог мне этот экземпляр, ибо, листая его страницы, я фактически протягиваю руку тем первым читателям, которые почти 200 лет назад с таким же наслаждением и душевным изумлением читали «Евгения Онегина».
— Насколько редко попадаются такие книги на аукционах?
— Считается, что ее тираж был 2400 экземпляров, что не так мало по тем временам. Иногда попадаются, но надо быть очень внимательным при покупке подобных экземпляров, ибо современные умельцы вставляют копии (ксероксы) титульного листа и 17-й страницы, где традиционно ставится штамп государственной библиотеки. В целом это издание является обязательным для тех библиофилов, которые собирают прижизненную пушкиниану, и безусловно является крупной жемчужиной в ожерелье произведений Александра Сергеевича. 1–2 раза в год издание появляется на публичных торгах. Но это не значит, что на аукционах за условные 10 лет было продано 10–20 экземпляров. Порой один экземпляр появляется в продаже, а через 3–5 лет вновь всплывает в каталогах и меняет владельца. Такие книги в наше время склонны путешествовать по полкам частных библиотек.
— Сколько экземпляров сохранилось от того издания 1833 года?
— Такая задача не ставилась перед исследователями — посчитать оставшиеся экземпляры. Эту книгу можно найти в крупнейших отечественных книгохранилищах — таких как Российская государственная библиотека (Ленинка), Российская национальная библиотека, Пушкинский дом. В целом счет, думаю, составляет несколько десятков экземпляров.
— А какова может быть его стоимость сейчас?
— Очень много зависит от того, в каком состоянии находится экземпляр. В хорошем состоянии это издание почти невозможно найти. Поэтому сложно говорить о ценах. Каждый экземпляр индивидуален: наличие загрязнений, страниц, которые были воспроизведены факсимильным способом, проще говоря, на ксероксе, недостающие страницы, — все это влияет на цену и определяет финальную стоимость. Любые торги — это еще эмоции. Иногда конкуренции на тот или иной лот совсем нет, а порой два покупателя «схлестнутся» и неоправданно «задирают» цену. В приличном состоянии, как правило, стоимость начинается от миллиона рублей и доходит до двух-трех. В сохранившихся обложках и в хорошем виде — даже выше.