Она ревнует мужа ко всем и вся, даже к грузовику. Вернулся он из рейса, и все мысли — о карбюраторе. За женой так не ухаживает, как за ним. А женщине важно почувствовать хозяина в доме, и она недовольно поджимает губы. Шукшина редко переводят на язык анимации, а он оказался таким пластичным, столько возможностей открыл!
Однако случилось то, чего, пожалуй, ни разу не бывало за всю историю фестиваля. Рейтинг профессионального сообщества радикально не совпал с выбором жюри. Первое место там с большим отрывом заняли «Уважаемые пассажиры» режиссера, художника и аниматора Макса Куликова. Так что быть ему через год президентом суздальского фестиваля — такова традиция. А фильм о безумном поезде, который несется непонятно куда, а пассажиры — это вся страна. Бравые десантники едут в купе с набожной старушкой, которая неожиданно оказалась отменной собутыльницей. Пузатый дядя в трениках раскладывает запасы снеди, и купе превращается в мясную лавку с окороками и колбасами, спускающимися с потолка. По соседству орут несносные дети. Они ходят на головах, разводят костер, гудят как пчелы. Мимо проводницы с фактурными формами не может равнодушно пройти ни один мужчина, особенно если это десантник. И вот она в его воображении превращается в танцовщицу у шеста. А за окном мелькают леса и поля, скачет белоснежный конь. И жизнь хороша, и жить хорошо. Но безумие мира, сосредоточенное внутри поезда, не знает границ. Все это так лихо и талантливо придумано. Странно, что жюри не заметило фильм, ставший безусловным лидером фестиваля.
«Музыку летней ночи» Александра Васильева жюри отметило спецпризом. По шоссе мчится автомобиль. Водитель не понял, кто перебежал ему дорогу, а потому поинтересовался: «Ты чего, колхозница? На тот свет не терпится?» Посадил в машину старуху по имени Смерть, и полетели они на скорости дальше, подхватили по дороге сестрицу Аленушку с козленочком, в которого превратился братец Иванушка. И опять понеслись в дальние дали, то ли в объятия Бога, то ли на тот свет. На экране появится еще один герой, похожий на режиссера Ивана Максимова. Сомнения развеяло появление его юной жены Шуры.
Приз жюри получила одна из лучших работ года — «Подсолнух» Натальи Чернышевой. Она давно живет во Франции, училась там и теперь снимает кино, как кто-то пошутил, на пособие по безработице. Подсолнухи — как люди. Они бодро делают гимнастику, маршируют под «Взвейтесь кострами», способны чувствовать, но кто-то напрочь лишен каких бы то ни было эмоций. Среди студенческих работ лидировала картина «В поисках мозга» Ксении Данилевской, где старшеклассник готовится к экзамену, натирает на терке учебники, превращает тетради в лапшу. Его голова забита кучей информации, а мозг вскрывается, подобно консервной банке.
Но главные персонажи нынешнего года — женщины. Они прекрасны и отвратительны, фурии и жертвы. «21-й мужчина Веры» Екатерины Куричевой рассказывает о героине с богатым прошлым, изрядно потрепанной жизнью. Она спешит на свидание на пригородную станцию, в электричке делает педикюр, зубной нитью прочищает зубы, успевает проглотить назойливого попутчика, вздумавшего приставать. Рядом тетка качает на руках крохотного мужчину, засовывает его в клетчатую сумку. Маленький, плохонький, зато свой и безропотный. А Вера безрезультатно названивает возлюбленному, но он не отвечает. Почти 17-минутная «Полынь-25» Нади Гольдман посвящена 30-летней Наташе, розовой женщине, жизнь которой скучна, хотя у нее есть муж и любовник. А проблема в том, что в детстве она застряла в лифте и до сих пор не может вырваться из темноты. Женщина такая маленькая, а мужчины огромные, иногда неприятные, но с ними приходится уживаться, и Наташа тоже становится неприятной, несет в себе угрозу.
Анимационные герои — самые невероятные. Например, колготки с богатым воображением, опасающиеся всего на свете (они тоже как женщина, с чувствами и разочарованием). Есть и героиня, забеременевшая от дождя, Пушкин с шестью руками, похожий на Будду. Невероятное не кажется фантастикой в том особом и причудливом мире, который всегда напоминает реальный. Анимационное сообщество не похоже ни на одно другое. Это яркие, неординарные люди во всем. Девочки носят ушки, мальчики — колпаки, причудливо одеваются, создавая карнавальное, а иногда готическое настроение. На груди у кого-то — целый зоопарк войлочных животных, которых они сами создают. Художники и режиссеры могут часами обсуждать какое-нибудь платье для коровы, которое вызовет непонимание у правильных коллег. Но кто знает, каким должно быть одеяние у коровы, ведь она — как женщина.