Практика включения в репертуар государственных российских театров спектаклей режиссеров и драматургов, осудивших СВО и покинувших Россию, не единична. В том же Большом театре прочно закреплен в афише спектакль «Чайка», поставленный режиссером Александром Молочниковым. Он тоже отбыл в дальние страны, активно постил в соцсетях фейки о спецоперации, что совершенно не помешало ГАБТу заявить его летом 2022 года в качестве постановщика оперы Сергея Рахманинова «Франческа да Римини».
И только возмущение общественности, которая сочла кощунством сочетание «Саши» (именно так называет себя режиссер) с патриотом Рахманиновым, который, во время Великой Отечественной войны, находясь в эмиграции, передавал средства от своих концертов Красной Армии, заставило руководство БТ отказаться от услуг режиссера. Но на «Чайке» это никак не отразилось.
Спектакль идет, хотя имя Молочникова стыдливо исчезло с афиши и из анонса. Все лавры теперь достанутся все тому же Юрию Посохову. А вот по поводу авторских – вопрос. Даже если имя режиссера не указано на афише, его авторский договор действует. Иначе театр нарушает авторские права. Так что Большой театр в сложной ситуации: не будет платить – нарушит закон, заплатит – перечислит деньги «тому, чье имя нельзя называть».
Надо сказать, что Большой театр в такой ситуации не одинок. В театре «Сатирикон» идет спектакль Юрия Бутусова «Р» по пьесе Михаила Дурненкова. На официальном сайте театра имя этого драматурга отсутствует. Однако на многочисленных ресурсах, продающих билеты в «Сатирикон», никто не озадачивается сокрытием авторства человека, который, «поздравляя» соотечественников с Пасхой Христовой в соцсетях, пожелал «поражения Российской армии». И аббревиатуру «ХВ» расшифровал самым мерзким образом. Кстати, в профиле Дурненкова до сих пор обозначено, что он является преподавателем Высшей школы сценических искусств. Может быть, еще и зарплату там получает?