Первые ассоциации — с Фредди Меркьюри и Майклом Джексоном, такими же страстными, как и Боря, шоуменами. Как оказалось после их смерти, в архивах нашлись залежи неизданных виршей. Потом публика внимала этим сокровищам, затаив дыхание, хотя при жизни многое браковалось въедливыми мэтрами. У Джексона вообще набралось треков на целых два посмертных альбома — Michael и Xscape. На последнем многое было выставлено не только в оригинальных, но и в переработанных, «современных» версиях. С творческим наследием Моисеева произошло похожее.
Боря, правда, ничего не браковал. Наоборот, если что-то не нравилось, не бросал на произвол судьбы, а старался доработать, улучшить. То, что осталось недоделанным — из-за тяжелой болезни после инсультов, а потом и смерти, — доделали теперь близкие друзья и соратники. Они даже задумали Фонд памяти Бориса Моисеева и собираются в ближайшие годы выпустить еще порядка 50 песен, ранее не известных широкой публике.
Альбом «VOGUE21. Начни с себя» стал таким образом первым пробным шаром. Интересен тем, что был согласован к изданию самим Борисом еще в мае 2010 года, до трагической болезни, которая выбила яркого неординарного артиста из привычной и бурной жизни, в том числе творческой, на целое десятилетие. Но релиз впоследствии был отложен. Теперь его можно назвать «творческим завещанием». Моисеев не только подобрал песни для альбома, но и принял участие в фотосессии с гламурным образом от кутюр. Отсюда и название, поскольку философия тогда еще очень светлого, яркого и открытого мира виделась Боре в красках и стилистике Vogue, жизни бесконечно свободной, беззаботной и карнавальной. Дизайн обложки, как и содержание альбома, были придуманы еще самим Борисом.
Хотя что значит — беззаботной? «Начни с себя» как часть «завещания» отсылает к заглавной песне, написанной Викторией Шмидт и Никитой Малининым, с четко изложенной жизненной позицией: «Начни с себя весь мир любить». Это вроде бы так просто, но и так сложно. Сам Боря считал эту песню чуть ли не своим манифестом позднего творчества. Что бы он сказал теперь, увидев, как главный его завет уничтожен жестоким временем под грохот канонад?
Альбом должен был стать 12-м номерным в творческой биографии артиста. Соответственно, в нем собраны совсем новые к тому времени песни, а также те, что звучали в концертах или на телевизионных съемках, но не были широко раскручены. За исключением разве что песни «Звездочка» — нетленного хита авторов Кима Брейтбурга, Сергея Сашина и самого Бориса Моисеева, приложившего руку к ее сочинению. Написал «нетленного» — и вспомнилась буквально россыпь нетленок под маркой «Борис Моисеев» за годы его блестящего и блистательного круиза в бурных водах шоу-бизнеса... В альбоме песня обрела новое звучание на балканский манер — фантазия бывшего музыканта группы «Премьер-министр» Вячеслава Бодолика, спродюсировавшего такую версию. Тогда это был супервостребованный тренд, к которому приложились многие звезды. Можно вспомнить того же Киркорова с нашумевшей «балканской» сагой «Диско-партизаны».
Несомненный герой истории помимо самого артиста — знаменитый «пугачевский» саунд-продюсер, композитор и музыкант Анатолий Лопатин. Он не только раскрасил вирши выразительными красками затейливых аранжировок и плотным саундом, но крайне бережно и профессионально вытянул скромный Борин вокал до уровня насыщенного и грамотно поставленного исполнения, благодаря чему удалось удачно акцентировать чувственные и характерные интонации эмоциональных декламаций артиста. Понимая, что не Шаляпин (не Прохор, конечно, а Федор), Моисеев песни свои не столько пропевал, избегая возможных конфузов, сколько проживал, и создал таким образом, как и его великая наставница и «мать родная» Алла Пугачева, свой собственный театр песни. Борино мироощущение и лопатинский вкус, опыт и умение превратили альбом в занимательное музыкальное приключение, где драматургически развитые и глубокие мелодии авторов, сочинявших для Моисеева, помножились на колорит стилистического пиршества из R’n’B, лаунжа и даже джаз-рока.
Альбом если и не безупречен, то весьма хорош в музыкальном, аранжировочном, содержательном, исполнительском смыслах. При прослушивании декламаций артиста, эмоциональных и тщательно артикулированных, местами возникала не то что досада, а непреодолимое желание звездануть указкой по кумполу иных нынешних напыщенных рэперов-звездунов с их гнусаво-невнятными читками и нравоучительно воскликнуть: «Вот у кого поучиться бы надо, дурилки картонные!»
* * *
Альбом «VOGUE21. Начни с себя» вполне заслуживает краткого дайджеста песен, каждая из которых имеет свою необычную историю. Впрочем, а когда у Бори что-то было обычно?
Вступление к треку «Отстал от стаи» исполнено в стилистике оркестровки к голливудским блокбастерам «Агент 007» — эпично и тревожно. Песня-шедевр написана легендарным тандемом композитора Раймонда Паулса и поэта Ильи Резника. Пронзительность текста, емкость образа, многослойность смыслов. «Я отстал от стаи, я ее уже не догоню». Песня звучала в шоу Моисеева всего несколько раз, редко исполнялась и почти не транслировалась. Что чувствовал артист, записывая композицию? Избегая коспирологии, не будем утверждать, что он что-то знал, но, видимо, явно предчувствовал…
«Эта боль» отвечала за «модный звук» в свойственной для Моисеева манере и написана пулом модных в жанре авторов — Лопатиным, Бодылевичем, Мерсом. Узнаваема по тембру, наполнена смыслом, любима поклонниками. Не издавалась, звучала в шоу, попадала в радиоротации. Однако после болезни эта композиция практически не звучала на редких концертах, которые Борис пытался давать, хотя именно ее артист считал хитовой.
«Задыхаюсь от боли внутри» изысканна мелодически, вызывает отдаленные аллюзии с исполнительской манерой Аманды Лир, что для Бори, кстати, всегда было весьма комфортным форматом. «На слезы сил не осталось», — рвет артист душу строчками, умело интонируя и акцентируя смыслы, что превращает опус в тот самый неповторимый театр песни. Заглавная «Начни с себя» помимо сказанного обрела еще изысканный джазовый флер за счет изящных партий саксофона. «Королева-зима», написанная Тоффом Мамедовым, красива и лирична. Боря настолько зажегся аллюзией к «Снежной королеве», что потратил кучу денег, выкупив права на использование в видеоклипе фрагментов культового советского мультика. «Приходит ночь» — еще одна «вкусность» из-под пера мастодонтов, композитора Кима Брейтбурга и поэта Михаила Танича. Моисеев дорожил ею, поскольку это были последние стихи Танича, которые легли в основу песни. В композиции «Равновесие (Экспрессия)» заключена еще одна, если не главная Борина боль: «Сохраняем равновесие, даже если весь мир отвернется». Тогда еще было время, когда темы человеческого многообразия и права на личностное самоопределение было возможным и обсуждать, и отстаивать…
«Чао, Бамбина!» — песня-мюзикл, песня-бурлеск, сочиненная Анатолием Лопатиным и Дмитрием Мерсом. С этой песней Борис серьезно собирался ехать на «Евровидение-2010» в Осло, куда конкурс европесни переезжал после феноменальной победы «норвего-белоруса» Александра Рыбака с песней Fairytale на «Евровидении-2009» в Москве, которое, в свою очередь, случилось после не менее феноменальной победы Димы Билана в 2008 году в Белграде. М-да, были времена…
Вначале родилась просто идея поехать на конкурс, тогда туда многие рвались — до судорожных колик, а потом под идею сочинилась и песня. Авторы вспоминают, что Борис всегда и везде появлялся как человек-праздник: «Так песня и появилась. Было бы странно писать для конкурса грустную. Но даже в эту песню-карнавал хотелось вложить что-то личное — ожидание встречи. Всю жизнь Борис жил каким-то ожиданием… Главное — ждать и всегда надеяться. Поэтому и песня праздничная, оптимистичная. «Я переверну полмира!» — такой девиз был у Бориса. Он сразу сказал, что хочет песню на русском, но при этом несколько фраз должны были считываться на всех языках. Ciao Bambina понимают во всем мире. После записи он сказал: «Как же эту песню легко петь!» — и мелодия ему зашла, и узнаваемый рефрен, и БМ-фишки очень хорошо легли — его уникальный низкий тембр…»
«Евровидение», конечно, было тем местом силы, которое ждало Борю. Но, по расхожей легенде, артист в последний момент заявку на конкурс отозвал, решив благородно уступить дорогу молодым музыкантам. На самом деле там уже все решили без Бориных сантиментов, отзывай — не отзывай. В роли «молодых музыкантов» выступил «цыганский хор» Петра Налича, чья «Гитар» взорвала тогда хит-парады. Однако на «Евровидение» фронтмен и его группа выбрали, в отличие от веселого Моисеева и даже собственного бэнгла «Гитар», грустную и невероятно скучную песню с беспросветным названием Lost and Forgotten («Потерянный и забытый»), в результате потерялись на конкурсе на 11-м месте и вскоре были благополучно забыты…
Отдельная тема — Борины дуэты. С кем он только чего не перепел — от Иосифа Кобзона и Николая Трубача до Людмилы Гурченко и всех «его леди»! На VOGUE21 вошли две дуэтные композиции: «Две Тени» с Анжеликой Агурбаш на стихи Ильи Резника и «Бокал Любви», сочиненная Андреем Данилко.
Изначально Боря осушал этот «Бокал» именно на пару с Веркой Сердючкой (сценическим воплощением Данилко) — на юбилейном шоу «Десерт» в 2009 году по случаю своего 55-летия, но в альбом композиция вошла в сольном исполнении. Солнечная и очень музыкальная, с томными шляг-фразами, вроде «налей мне в бокал любовь, я выпью его до дна», отсылкой к излюбленной автором стилистике Modern Talking и, конечно, неизменными Бориными провокационностями вроде: «Грустный сомелье нальет в бокал шабли/Ты предложил шалить, не выходя из автомобиля/Но я скажу тебе — наркотикам нет…» И опять тянет вздохнуть в безысходной печали: «М-да, были времена»…
* * *
Легендарный «мальчик Боря», добрый, ранимый, отзывчивый, а на людях — «Дитя порока». Дитя вроде бы и своего, бурлящего свободой самовыражения, времени, и в то же время нет. О таких людях часто говорят наоборот — он опередил свое время. Пытался сделать его добрее, человечнее, терпимее, а значит, лучше. Ушел с этой надеждой. Не дождался. Но ушел все-таки тогда, когда эта надежда еще угасла не совсем. Поэтому, как бы жестко это ни звучало, — и слава богу…
В эти дни, после своего дня рождения 4 марта, Боря, превозмогая слабость и болезнь, мечтал все-таки отправиться в юбилейный тур длиною чуть ли не в год, чтобы встретить празднично и ярко, как он любил, в 2024 году свое 70-летие. Как человек и артист всегда обязательный и щепетильный, он любил делать и планировать все заранее, обстоятельно. Рисовал даже себе грандиозный маршрут: от Москвы до самых до окраин, а также полмира, где живут Борины поклонники — постсоветские страны, Америка, Европа, Израиль, Австралия.
Планам не суждено было сбыться. Борис Моисеев умер 27 сентября 2022 года. Но остались его записи, прекрасные песни, изданные и неизданные. Часть из них собрана в альбоме «VOGUE21. Начни с себя». На удивление, они теперь слышатся еще пронзительнее, часто злободневнее, и все также радуют, печалят, веселят, будоражат, погружают в волшебный и яркий мир, который размашистыми и живописными мазками рисовал для всех нас большой мастер и художник, трепетный, ранимый, но очень стойкий.