«Голос вчера сорвала, это, конечно, не очень хорошо, нужно было меньше кричать», — замечает Азян, главная вокалистка коллектива. И тут же добавляет, что вся группа в восторге от энергетики московской публики. С учетом международной популярности Otyken могло показаться, будто они к нам заехали на час, найдя время в плотном графике. На деле же концертная жизнь коллектива только начинает разворачиваться («Мы нигде еще не были, мой новый загранпаспорт абсолютно девственен», — признается Азян), становясь дополнением к победоносному шествию их роликов в социальных сетях.
По стандартам музиндустрии Otyken — продюсерский проект, хотя Андрея Медоноса (Чернецова), который и собрал группу, трудно сравнивать с теми, кого у нас называют продюсерами. Андрей вырос в Сибири на родительской пасеке и кроме пчеловодства интересовался в основном этнографией и краеведением. В созданном им в Красноярке «Музее меда и этнографии» регулярно проводились лекции о культуре коренных народов Сибири, и со временем в такую образовательную программу решили включить локальный фолк, ради чего Андрей начал собирать группу.
Требования к артистам сложно назвать жесткими, но кое-что от музыкантов, конечно, требовалось. Продюсер хотел, чтобы группа состояла из представителей малых таежных народов (чулымцев, селькупов, кетов), все они должны были исполнять фольклор и показывать яркое шоу с использованием народных инструментов и характерных костюмов. Диплом о музыкальном образовании, судя по всему, решающего значения не имел.
«У меня только два года музыкальной школы по классу фортепиано, — говорит Азян. — Вот у нашего клавишника Ача есть образование, он нам делает музыку. А мы только поем и на инструментах играем, и здесь музыкальное образование не так важно. Лично я, сколько себя помню, все время пою. Пытаюсь, конечно, развиваться. Обычно делаю упражнения, они есть на YouTube, но это больше для разогрева связок». Возможно, такой подход может стать поводом для жарких упреков, однако с точки зрения продюсирования группы все весьма логично. Харизма и новизна могут быть куда важнее нот. Да и практика как местной, так и мировой музыки кишит примерами звездных карьер людей абсолютно не профильного образования.
«Солистки нашлись не сразу, — вспоминает Азян. — Одна девушка на отборе была с музыкальным образованием, и когда продюсер попросил ее спеть так, как нужно ему для группы, она ответила, что так не поет, ее по-другому учили. Пришлось сказать ей «до свидания». Нужна была изюминка, по правилам петь могут многие, но наш продюсер хотел чего-то необычного. Я тоже не сразу пришла к нужному стилю вокала. Помню, мне продюсер показывал в пример разных рокерш, которые поют на связках, и вокал у них довольно жесткий. Говорил, что нужно петь и по-рокерски, и нежно, как девушка. В итоге у меня получилось».
Несмотря на экзотическую внешность, необычный вокал и почти шаманскую ауру, Азян в свое время мало чем отличалась от среднестатистического российского подростка. По крайней мере, музыку, которую она слушала в нежном возрасте, трудно назвать из ряда вон выходящей.
«С точки зрения пения мне нравились Бейонсе, Кристина Агилера, Рианна, помню, в комнате у меня был плакат Аврил Лавин, — говорит певица. — Но самой музыкой я наслаждалась, когда слушала «Король и Шут», Rammstein. От их песен у меня всегда мурашки были. Я вообще меломанка, мне только русский рэп не нравится, ни биты, ни тексты. Мне неприятно слушать о том, как унижают женщин. Не знаю, почему девочки тащатся от какого-нибудь рэпера, который читает, как он с одной так, а с другой сяк. Бред какой-то!»
Участников Otyken рэп явно не интересует, но выбранная ими музыкальная доктрина куда более рискованная. В своей музыке они безо всякого смущения нарушают священные правила поп-индустрии, по которым песни — это куплеты, припевы и хуки. Треки Otyken больше напоминают американские горки с неожиданными поворотами и непредсказуемым финалом. Но, как выясняется, именно в таком подходе их сила.
«Мы были уверены, что это зайдет, — решительно заявляет Азян. — Я устала слушать куплеты и припевы. Хочется чего-то необычного, каких-то сочетаний. Я люблю песни, в которых не знаешь, что будет дальше. Когда есть куплеты и припевы, можно сразу себе представить, чем все это закончится. А в наших песнях много сюрпризов, люди не понимают что их ждет, наверное, поэтому им и нравится. Это очень круто, прежде всего в эмоциональном плане».
Проверить верность таких предположений было довольно просто. Группа из Сибири находилась в таком отдалении от столичной музыкальной и промо-суеты, что надеяться музыканты могли только на свои песни и снятые к ним ролики. И вот здесь начались чудеса. На треки Otyken стали снимать челленджи, материалом заинтересовались радиостанции с разных континентов, группе начали поступать предложения, благодаря которым они попали в программу The Lunar Codex, в ее рамках при содействии NASA и Space X на Луну отправляют капсулы с культурными артефактами Земли в виде книг, музыки, произведений искусства, так что записи группы как культурное наследие Земли, возможно, когда-то откопают из лунного грунта залетные инопланетяне. Проект Global Spin в рамках премии Grammy и другие престижные международные мероприятия также пригласили экзотических музыкантов в свои программы. Примечательно, что все это случилось с группой в онлайн-режиме, то есть не выходя из дома, поэтому, собственно, паспорт у Азян до сих девственный, хотя ее повидало уже полмира.
Впрочем, в случае с Otyken из дома лучше все-таки выходить, потому как их живой концерт производит сильное впечатление. Критики уже обозначили стиль Otyken термином s-pop, то есть сибирская фолк-поп-музыка, в которой горловое пение и игра на гигантских барабанах встретились с техно, трансом, а иногда роком и R’n’B, и подобный альянс выглядит весьма естественным.
Шоу группы сложно назвать длинным, но от первого трека Phenomenon до бисовочного повторения Storm и Legend (единственный на сто процентов фольклорный номер в репертуаре, все остальное — оригинальные песни) оно прямо-таки кишит страстями. Восемь артистов весьма подвижны, на экране яркий видеоарт, приглашенные из зала поклонники размахивают черными флагами с загадочными символами. Публика уже давно вышла из школьного возраста, но бурно реагировать на происходящее не мешает даже набранный с возрастом вес. Для верящих в свои силы этно-рейв оказался неплохим стартом пятничного вечера.