95-ю церемонию предваряла звездная дорожка не красного цвета, как обычно, а светлая, цвета шампанского. Нововведение объясняется не только эстетическими соображениями, что этот цвет лучше смотрится под сооруженными из-за опасений непогоды навесами. Скорее тут дело в стремлением взбодрить потенциальную аудиторию, поскольку последние нелегкие для всего мира годы, прежде всего, связанные с пандемией, заметно сбавили интерес зрителей к оскаровской церемонии. Вместо более чем 50- миллионной армии поклонников, за ней наблюдают всего лишь порядка 9-10 миллионов любителей кино и зрелищ.
Ради возрождения былого интереса церемонию безуспешно пытаются сделать короче и энергичнее, выносят за скобки награждение в технических номинациях, но толку мало. И дело не в скуке и длиннотах, а в том, что мир сильно изменился. Даже прошлогодний скандал, связанный с Уиллом Смитом, ударившим коллегу за неуважительное отношение к своей жене, мало на что повлиял. В этом году заранее сообщалось, что на грядущей церемонии вернутся к этой истории вновь, как-то обыграют ее. Но кому это сегодня интересно? Даже запущенная новость о том, что Леди Гага не сможет принять участие в оскаровском вручении, поскольку занята в съемках «Джокера-2», ничего не изменила. И хотя актриса все-же появилась на церемонии, никакого фурора не произвела. На сцену вывели ослицу Джении, якобы снимавшуюся в фильме «Банши Инишерина», но картина, считавшаяся лидером по художественному уровню, в итоге осталась совсем без наград, что свидетельствует не в пользу американских киноакадемиков.
Но как минимум один рекорд в этом году был поставлен. Прежде такого не случалось, чтобы один из фильмов-номинантов - «Всё везде и сразу» - получил еще до главного кинособытия года полторы сотни наград. И теперь на «Оскаре» из 11 номинаций он выиграл 7. Помимо главного приза за лучший фильм, это статуэтки за лучшую режиссуру, оригинальный сценарий, операторскую работу (Джеймс Френд), монтаж (Пол Роджерс) и три актерские работы.
«Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта - своего рода апофеоз кино, где переплетаются стили и жанры от фантастической экшн-комедии до боевика. Главная героиня Эвелин– самая обычная женщина, все заботы которой сосредоточены вокруг прачечной, - проживает несколько жизней, меняет облик, становясь то популярной актрисой, то певицей, то мастером боевых искусств. Она то и дело выключается из своей действительности с налоговыми проблемами, больным отцом и попадает в альтернативную реальность. Исполнительница главной роли - 60-летняя китайская актриса, уроженка Малайзии Мишель Йео. Она уже ветеран кино, известна по фильмам «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Завтра не умрёт никогда», «Мемуары гейши», и теперь получила «Оскар». Награды за роли второго плана в «Всё везде и сразу» достались Джейми Ли Кёртис, сыгравшей сотрудницу налоговой службы, и Ке Хюи Куану, известному по фильму «Индиана Джонс и Храм судьбы», почти забытому из-за многолетнего отсутствия в голливудских проектах. Он сыграл мужа Эвелин, который собственно и переносит жену в другие Вселенные, приговаривая: «Я не твой муж. Я из другой версии твоей жизни, из другой Вселенной».
С таким же успехом могли бы номинировать Дэвида Линча, куда лучше сыгравший в «Фабельманах» Стивена Спилберга безумную роль легендарного кинематографиста Джона Форда. И уж сравнить Ке Хюи Куана с виртуозным Бренданом Глисоном в «Банши Инишерина» (он был номинирован) просто невозможно. Разнообразия в актерский расклад привнес «Кит» Дарена Аронофски: приз за лучшую мужскую роль получил актер с драматической судьбой Брендан Фрейзер, многие годы отлученный от работы из-за болезни. Он сыграл тучного профессора литературы, вес которого достигает 270 кг. Не зря картина удостоена «Оскара» за лучший грим, поскольку сделавшие его мастера добились чуда, превратив Фрейзера в толстяка при помощи накладок из силикона. Работали отважные гримеры в период пандемии. Им пришлось на расстоянии и при помощи особых технологий снимать с актера мерки, сканировать его тело, чтобы потом создать нужный образ. Тут вся сила в весе.
«За лучший адаптированный сценарий» отмечена феминистская картина «Говорят женщины» Сары Полли по мотивам романа канадской писательницы Мириам Тейвз. В нем описаны реальные события начала 2000-х в Боливии, где в колонии Манитоба массово подвергались изнасилованию женщины всех возрастов и любой степени родства. Они вынуждены были хранить молчание ради спасения жизни. Одним из продюсеров фильма стал Брэд Питт, а сопродюсером — великолепная актриса Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), появляющаяся в кадре подобно величественной древнегреческой богине.
У «Банши Инишерина» британского режиссера Мартина МакДона и «На западном фронте без перемен» немецкого режиссера Эдварда Бергера по одноименному роману Эриха Марии Ремарка об аде Первой мировой войны было по 9 номинаций. Это самые серьезные картины нынешнего «Оскара». Но первая не получила ничего, а вторая – четыре награды: как лучший иностранный фильм (фильм снят на немецком языке), за лучший оригинальный саундтрек (немецкий пианист и музыкант Фолькер Бертельман), операторскую работу и работу художника-постановщика.
Совсем без внимания остались «Фабельманы» Стивена Спилберга, хотя шансы были велики (7 номинаций). Это автобиографический фильм о детстве, вспыхнувшей в 12 лет страсти к кино, когда юный Спилберг снял фильм о крушении игрушечного поезда под впечатлением от похода в кинотеатр. Это рассказ о взаимоотношениях родителей, где все показано без прикрас, что и стало причиной отсрочки работы над картиной - при жизни родителей Спилберг не решился на ее создание. Нет ничего удивительного в том, что вся семья поет «Калинку-малинку», поскольку дедушка и бабушка Спилберга по отцовской линии эмигрировали в США из Российской империи.
Русский след есть и в фильме «Тар» Тодда Филда о дирижере Берлинского оркестра Лидии Тар. Он тоже остался в аутсайдерах. В нем говорят о Ростроповиче, а одна из героинь - виолончелистка Ольга Меткина – окончила Московскую консерваторию. Без внимания американских киноакадемиков остался и «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда, ставшего обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и фаворитом Европейской киноакадемии.
«Пиноккио Гильермо дель Торо» - небанальная версия о деревянном человечке, которого смастерил в память о погибшем на Первой мировой войне сыне плотник Джепетто - стал лучшим анимационным фильмов. «Аватар: Путь воды» отмечен за визуальные эффекты.
В номинации «Короткометражный документальный фильм» победила дебютная лента «Заклинатели слонов» Картики Гонсалес об осиротевшем слонёнке, о котором заботится семейная пара. Среди номинантов в этой категории был и 25-минутный «Выход» якутских режиссеров Максима и Евгении Арбугаевых. Созданный в Великобритании, где живет несколько лет Евгения, фильм снимался в России. Картина рассказывает о глобальном потеплении. Биолог Максим Чакилев находится один среди десятков тысяч моржей на берегу Чукотского моря и ведет наблюдение за морскими животными. Где-то на 43-й день наблюдения он становится свидетелем давки моржей, видит травмированных животных, которые как барометр реагируют на климатические изменения. Мертвая самка лежит как огромный камень, а рядом с ней - ее «годовичок», по счастью, живой, но оставшийся сиротой.
Максим и Евгения Арбугаевы – брат и сестра. Они выросли в Якутии в семье биолога и профессионального путешественника. Максим окончил ВГИК, мастерскую режиссуры Сергея Мирошниченко. Евгения училась в Москве, а потом в интернациональном центре фотографии в США, с 2012 года сотрудничает с National Geographic. Арбугаевы принимали участие в оскаровской церемонии, прошли по звездной дорожке в элегантных черных костюмах, дали интервью о том, как снимали свой фильм. Нам есть чем гордиться: картина мощная, а сам факт ее выдвижения на «Оскар» - большое событие.