Триумфатором «Оскара» стал фильм «Всё везде и сразу»: каждому по «версии твоей жизни»

Приз за лучшую мужскую роль получил Брендан Фрейзер

13 марта к половине седьмого утра по московскому времени уже были известны лауреаты премии «Оскар». 95-я торжественная церемония Американской киноакадемии проходила в Лос-Анджелесе  в театре Dolby.  Главную награду за лучший фильм предсказуемо получила картина «Всё везде и сразу» режиссерского дуэта Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, начинавшего с создания клипов. Их триумф можно объяснить, наверное, тем, что любой хотел бы возродиться в другой Вселенной, поскольку существующая «версия твоей жизни»  счастья не приносит. 

Приз за лучшую мужскую роль получил Брендан Фрейзер

95-ю церемонию предваряла звездная дорожка не красного цвета, как обычно, а  светлая, цвета шампанского. Нововведение объясняется не только эстетическими соображениями, что этот цвет лучше смотрится под сооруженными из-за опасений непогоды навесами. Скорее тут дело в стремлением взбодрить потенциальную аудиторию, поскольку последние нелегкие для всего мира годы, прежде всего, связанные с пандемией, заметно сбавили интерес зрителей к оскаровской церемонии. Вместо более чем 50- миллионной армии поклонников, за ней наблюдают всего лишь порядка 9-10 миллионов любителей кино и зрелищ.  

Ради возрождения былого интереса церемонию безуспешно пытаются сделать короче и энергичнее, выносят за скобки награждение в технических номинациях, но толку мало. И дело не в скуке и длиннотах, а в том, что мир сильно изменился. Даже прошлогодний скандал, связанный с Уиллом Смитом, ударившим коллегу за неуважительное отношение к своей жене, мало на что повлиял. В этом году заранее сообщалось, что на грядущей церемонии  вернутся к этой истории вновь,  как-то  обыграют ее. Но кому это сегодня интересно? Даже запущенная новость о том, что  Леди Гага не сможет принять участие в оскаровском вручении, поскольку занята в съемках «Джокера-2», ничего не изменила. И хотя актриса все-же появилась на церемонии, никакого фурора не произвела. На сцену вывели ослицу Джении, якобы снимавшуюся в фильме «Банши Инишерина», но картина, считавшаяся лидером по художественному уровню, в итоге осталась совсем без наград, что свидетельствует не в пользу американских киноакадемиков.      

Кадр из фильма-победителя "Все везде и сразу"

Но как минимум один рекорд в этом году был поставлен. Прежде такого не случалось, чтобы один из фильмов-номинантов - «Всё везде и сразу» - получил еще до главного кинособытия года полторы сотни наград. И теперь на «Оскаре» из 11 номинаций он выиграл 7.  Помимо главного приза за лучший фильм, это статуэтки за лучшую режиссуру, оригинальный сценарий, операторскую работу (Джеймс Френд), монтаж (Пол Роджерс) и три актерские работы. 

«Все везде и сразу» Дэна Квана и  Дэниэла Шайнерта  - своего рода апофеоз кино, где переплетаются  стили и жанры от фантастической экшн-комедии до боевика. Главная героиня  Эвелин– самая обычная женщина, все заботы которой сосредоточены вокруг прачечной, - проживает  несколько жизней, меняет облик, становясь то популярной актрисой, то певицей, то мастером боевых искусств. Она то и дело  выключается из своей  действительности с  налоговыми проблемами, больным отцом и попадает  в  альтернативную  реальность. Исполнительница главной роли - 60-летняя китайская актриса, уроженка Малайзии Мишель Йео. Она уже ветеран кино, известна по фильмам «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Завтра не умрёт никогда», «Мемуары гейши», и теперь  получила  «Оскар».  Награды за роли второго плана в «Всё везде и сразу» достались  Джейми Ли Кёртис, сыгравшей сотрудницу налоговой службы, и Ке Хюи Куану, известному по фильму «Индиана Джонс и Храм судьбы», почти забытому из-за многолетнего отсутствия в голливудских проектах. Он сыграл мужа Эвелин, который собственно и переносит жену в другие Вселенные, приговаривая: «Я не твой муж. Я из другой версии твоей жизни, из другой Вселенной». 

С таким же успехом могли бы номинировать Дэвида Линча, куда лучше сыгравший в «Фабельманах» Стивена Спилберга безумную роль легендарного кинематографиста Джона Форда. И уж сравнить Ке Хюи Куана с виртуозным Бренданом Глисоном в «Банши Инишерина» (он был номинирован) просто невозможно. Разнообразия в актерский расклад привнес «Кит» Дарена Аронофски: приз за лучшую мужскую роль получил актер с драматической судьбой Брендан Фрейзер, многие годы отлученный от работы из-за болезни. Он сыграл тучного  профессора литературы, вес которого достигает 270 кг.  Не зря картина удостоена «Оскара» за лучший грим, поскольку сделавшие его мастера добились чуда,  превратив  Фрейзера в толстяка при помощи накладок из силикона. Работали отважные гримеры в период пандемии. Им пришлось на расстоянии и при помощи особых технологий снимать с актера   мерки, сканировать его тело, чтобы потом создать нужный образ. Тут вся сила в весе.  

«За лучший адаптированный сценарий» отмечена феминистская картина «Говорят женщины» Сары Полли по мотивам  романа канадской писательницы Мириам Тейвз. В нем описаны реальные события начала 2000-х в Боливии, где  в колонии Манитоба массово подвергались изнасилованию женщины всех возрастов и любой степени родства. Они  вынуждены были хранить молчание ради спасения жизни. Одним из продюсеров фильма стал Брэд Питт, а сопродюсером — великолепная актриса Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), появляющаяся в кадре подобно величественной  древнегреческой богине. 

У «Банши Инишерина» британского режиссера Мартина МакДона и «На западном фронте без перемен» немецкого режиссера Эдварда Бергера по одноименному роману Эриха Марии Ремарка об аде Первой мировой войны было по 9 номинаций. Это самые серьезные картины нынешнего «Оскара». Но первая не получила ничего, а вторая – четыре награды: как лучший иностранный фильм (фильм снят на немецком языке), за лучший оригинальный саундтрек (немецкий пианист и музыкант  Фолькер Бертельман), операторскую работу и  работу художника-постановщика. 

Совсем без внимания остались «Фабельманы» Стивена Спилберга, хотя шансы были велики (7 номинаций). Это автобиографический фильм о детстве,  вспыхнувшей в 12 лет страсти к кино, когда юный Спилберг снял фильм о крушении игрушечного поезда под впечатлением от похода в кинотеатр. Это рассказ о  взаимоотношениях родителей, где все показано без прикрас, что и стало причиной отсрочки работы над картиной - при жизни родителей Спилберг не решился на ее создание. Нет ничего удивительного в том, что вся семья поет «Калинку-малинку»,  поскольку дедушка и бабушка Спилберга по отцовской линии эмигрировали в США из Российской империи.   

Русский след есть и в фильме «Тар» Тодда Филда о дирижере Берлинского оркестра Лидии Тар. Он тоже остался в аутсайдерах. В нем говорят о Ростроповиче, а одна из героинь - виолончелистка Ольга Меткина – окончила Московскую консерваторию. Без внимания американских киноакадемиков   остался и  «Треугольник печали»   шведского режиссера Рубена Эстлунда, ставшего обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и фаворитом  Европейской киноакадемии.  

 «Пиноккио Гильермо дель Торо» - небанальная версия о деревянном человечке, которого смастерил  в память о погибшем на Первой мировой войне сыне плотник Джепетто - стал лучшим анимационным фильмов. «Аватар: Путь воды» отмечен за визуальные эффекты.

В номинации «Короткометражный документальный фильм» победила дебютная лента «Заклинатели слонов» Картики Гонсалес об осиротевшем слонёнке, о котором заботится семейная пара. Среди номинантов в этой категории был и  25-минутный «Выход» якутских режиссеров Максима и Евгении  Арбугаевых. Созданный в Великобритании, где живет несколько лет Евгения, фильм снимался в  России. Картина рассказывает о глобальном потеплении. Биолог Максим Чакилев находится один  среди десятков тысяч моржей на берегу Чукотского моря и ведет  наблюдение за морскими животными. Где-то на 43-й день наблюдения он становится свидетелем давки  моржей, видит травмированных животных, которые как барометр реагируют на климатические изменения. Мертвая самка лежит как огромный камень, а рядом с ней -  ее «годовичок», по счастью, живой, но оставшийся сиротой. 

Максим и Евгения Арбугаевы – брат и сестра. Они выросли в Якутии в семье биолога и профессионального путешественника. Максим окончил ВГИК, мастерскую режиссуры Сергея Мирошниченко. Евгения училась в Москве, а потом в интернациональном центре фотографии в США, с  2012 года сотрудничает с National Geographic. Арбугаевы принимали участие в оскаровской церемонии, прошли по звездной дорожке в элегантных черных костюмах, дали интервью о том, как снимали свой фильм. Нам есть чем гордиться: картина мощная, а сам факт ее выдвижения на «Оскар» - большое событие.  

Фрейзер в слезах, Гага без макияжа: звездные кадры церемонии "Оскар"

Фрейзер в слезах, Гага без макияжа: звездные кадры церемонии "Оскар"

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28988 от 14 марта 2023

Заголовок в газете: «Оскар» везде и сразу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру