Кустурица оценил талант Михалковой: Анна удивилась, что он ее знает

На фестивале кинодебютов моль получила награду

В Ханты-Мансийске завершился Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня». Сразу нескольких наград там удостоены работы учеников Александра Сокурова.

На фестивале кинодебютов моль получила награду
Анна Михалкова — член жюри и лауреат фестиваля. Фото: Пресс-служба фестиваля «Дух огня».

Главная тема нынешнего фестиваля – «Коренные народы мира». Если подходить формально к заявленному лозунгу, то многое покажется случайным и нереализованным до конца. Но как верно заметил один из членов жюри конкурса отечественных дебютов, художник-постановщик Сергей Февралев, все представленные фильмы были про этнос — Чечни и Алтая, московской молодежи, про субкультуру, богато представленную во многих фильмах начинающих кинематографистов.

Приз «Золотая тайга» за лучший отечественный дебютный фильм, носящий теперь имя основателя и многолетнего президента фестиваля Сергея Соловьева, присужден картине «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой. Она родилась в Грозном, а когда там началась война, уехала с родителями в Ингушетию, а потом в Германию. Позднее семья вернулась на Кавказ, обосновалась в Нальчике, где Малика и поступила в режиссерскую мастерскую Александра Сокурова, которую он набрал в Кабардино-Балкарском университете. Она оказалась в числе 12 его учеников, которых теперь знают во всем киномире, но на родине почти не вспоминают. Сейчас Малика живет в Германии, где окончила магистратуру Гамбургской медиашколы. Совсем недавно ее дебютная картина участвовала во втором по значимости конкурсе Берлинале, и впервые была показана в России на «Духе огня». Не все ее приняли. Снята она на чеченском языке и в чеченском сел и словно соткана из психологических состояний. Молоденькие подруги мечтают уехать из родных мест, чтобы жить так, как хотят, а не как за них решат родители.  Казалось бы, ничего особенного не происходит. Они лежат на траве, делятся своими секретами, перебрасываются на ходу несколькими фразами со своими ровесниками, задерживают на чем-то взгляд, и из этого слагается аура этого фильма. Это история чеченских женщин разного возраста, отстаивающих право на свободу. И почти у каждой из них жизнь складывается как у всех - обыкновенно, вопреки мечтам. Жюри отметило также  операторскую работу Дмитрия Наговского и актрису Хадижу Батаеву за лучшую женскую роль. Возглавлявший жюри режиссер Алексей Мизгирев говорил о том, что начать снимать всегда непросто, но если ты руководствуешься чем-то пережитым, что саднит в тебе, от чего тебе больно, правдой, которая не дает покоя, тем, что ты любишь, то становится немного легче, и находится режиссер, который станет твоим учителем, продюсеры, и в итоге ты получаешь приз за дебют.  В случае Малики Мусаевой все так и было. 

Ученик Александра Сокурова Никита Добрынин.

Документальная картина «Vad’d’a. Мытарства» Никиты Добрынина - еще одного ученика Сокурова, но уже из его питерской мастерской, отмечена «Серебряной розой» за лучшую работу с музыкой. В данном случае жюри оценивало не музыку, как таковую, но то, как режиссер ее использовал, куда и зачем поставил, а где-то от нее совсем отказался. Создана она питерским композитором Вигдише Фэрхейсом, переложившим напевы вожан в мелодии. Эта награда, по словам режиссера, важна не столько для него, сколько для самих вожан. Это малочисленный народ, живущий на берегу Финского залива в деревне Лужице. Вожане признаны малым народом, но получается, что своей земли у них нет. После того, как поблизости построили порт, рыба ушла. Новое строительство наступает на территорию вожан, их кладбище. А упоминание об этом народе есть в новгородской берестяной грамоте IX века. Если в середине XIX века его численность составляла 5 тысяч, то в 2011 году, согласно переписи населения, вожан осталось около сорока. Как скажет один из представителей этого народа, ты еще жив, а все разваливается. В СССР вожан признали неблагонадежным народом, расселили по СССР.  Им приходилось скрывать свою национальность. Их отправляли в концлагерь в Эстонию, а потом они не могли вернуться в родные места. Одна из героинь называет подлостью политику в отношении своего  малого народа. Молодой режиссер снимал кино не только о конкретном финно-угорском народе, но об уходящей культуре. Многие зрители до этого фильма вообще не знали, что такой народ существует. 

Одна из социальная платформ поддержала картину еще одного ученика Сокурова, снятую в Кабардино-Балкарии, - «Узлы» Олега Хамокова, отметив ее высокий профессионализм и безупречную психологическую точность в разработке жанра семейной драмы. Олег — из первой мастерской Александра Сокурова, как и Малика. Его фильм снят на кабардинском языке. 

Приз за лучшую мужскую роль присужден исполнителю роли… моли - белорусскому актеру Владимиру Свирскому в «Нише» Антона Ермолина. Сам режиссер удостоен спецприза жюри за режиссуру, а в день премьеры пребывал в невероятном волнении. Его герой Славик Тихонов — странная личность, внешне абсолютно неприметная. Как скажет Антон, таких много, особенно в метро, и глядя на них, и представить себе нельзя, что происходит в их голове. Герой Свирского ведет видеоблог, у него 13 подписчиков. Он собирает добро, сканирует людей, рассказывая им байки про сбор отрицательной энергии, заряжает банки, закрывает их фольгой и хранит в шкафу. Этот невзрачный человек возомнил себя экстрасенсом, а по сути - моль, которая в конце концов становится звездой некоего тайного общества. 

Часть фильма снималась в обшарпанных интерьерах столичного Доме кино, который на неофитов производит сильное впечатление. Да и на молодых кинематографистов тоже. Когда Антон Ермолин оказался там студентом, то был поражен тем, как провожали кого-то из мэтров в последний путь, появлением живых классиков кино. Вся его обстановка была запредельно нереальной. Все это удалось передать на экране. Именно в этой обители скорби, моль становится неким божеством, обретает силу. Эта картина свободного молодого человека, смотрящего на жизнь свежим взглядом, расставляющим все по своим местам, показывающим всю степень мирового безумия.  

Иранский режиссер Шахрам Эбрахим. Фото: Пресс-служба фестиваля «Дух огня».

Международное жюри во главе с Павлом Лунгиным отметило «Нездешние глаза» Ван Чунь-Хуна из Тайваня и «По обе стороны пруда» Парта Саурабха из Индии. А главный приз - опять же «Золотую тайгу» за лучший дебютный фильм - присудило иранскому «Параллаксу» Шахрама Эбрахими. Популярный у себя на родине театральный актер, режиссер и драматург дебютировал в кино почти в сорок лет и снял фильм о том, как дебют в кино обернулся для героини трагедией. Мужу вся эта затея не нравилось. А незадолго до съемок героиня получила ожог лица, и были основания полагать, что это не случайность. Все зарубежные лауреаты лично присутствовали на фестивале и смогли получить награды.

Эмир Кустурица, ставший президентом фестиваля после смерти Сергея Соловьева, в Ханты-Мансийск так и не приехал. Он сломал ногу и перенес операцию. Но президентский приз надо было вручать, и он сделал нетривиальный выбор, изумив его обладательницу. От лица новоиспеченного президента зачитали письмо, в котором Кустурица изложил свое решение вручить награду «за создание уникальных женских образов» Анне Михалковой. В нем, в частности, говорилось: «Аня, ты прекрасная великая русская актриса, ты всегда разная, достоверная, и как настоящая актриса умеешь быть трагичной, но не боишься быть смешной. Все жанры тебе удаются, ты воплощаешь все грани русского национального характера. Браво, Анна!». Михалкова смутилась и, в свою очередь, задалась вопросами: «Это точно Кустурица написал? Откуда он меня знает? Когда я услышала про галерею женских образов, подумала: про кого это он?»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28985 от 8 марта 2023

Заголовок в газете: Белорусского актера отметили за роль моли

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру