Сочи встретил новую реальность год назад как раз во время музыкального фестиваля, который до того 15 лет кряду успешно собирал зарубежных звезд в «южной столице». Тогда многие из них экстренно начали покидать город, другие остались до конца, но отменяли концерты. Первый шок прошел, мы прожили турбулентный год, и вот в Сочи снова проходит фестиваль искусств, как всегда, в конце февраля. По его программе можно считывать те перемены в культуре и самосознании, которые случились за прошедшее время. Западных звезд почти нет, но это почти не значит совсем, что немаловажно в нынешних обстоятельствах. Приехали, например, бельгиец Патрик де Клерк, композитор и педагог, кубинская певица Зуле Герра, театральная компания известной индийской танцовщицы Адити Мангалдас, несколько музыкантов из Сербии, Японии и Китая. В целом фестиваль сохранил статус международного, но с поправкой на время и обстоятельства. Однако классику родом с Запада — ни Баха с Моцартом, ни менее заезженных композиторов вроде голландца Ада Ваммеса (род. в 1953 г.) или латвийца Георга Пелециса (род. в 1947 г.) не гнушались исполнять. Никого отменять не стали, но и за отменившими русскую культуру не гонялись.
И все же акцент был сделан на нашем, отечественном. Чаще других на фестивале звучал Чайковский. С него начинал свой концерт оперный певец Ильдар Абдразаков. Под «Калифорнийский мак» Чайковского танцевала Светлана Захарова. Теодор Курентзис полностью посвятил новую программу Чайковскому, сделав его почти неузнаваемым и до предела драматичным. Солисты оркестра Курентзиса на следующий день пронзительно играли Шостаковича в сочинском органном зале. А еще целых два вечера были отданы на фестивале Пушкину, которого полгода назад на Западе вдруг записали во французы. Евгений Миронов с Елизаветой Боярской прочитали под музыку Свиридова «Евгения Онегина», а Малый театр привез «Метель». В общем, нашим за свое обидно, поэтому кому, как не нам, читать русскую классику, находить в ней актуальные смыслы и резонирующие нюансы. И они находились.
Окончательные акценты расставил гала-концерт. Вечер, на котором собрался весь цвет города, открылся фанфарами из «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича. После торжественного вступления маэстро Юрий Башмет уступил дирижерский пульт молодым. Сначала всероссийский юношеский оркестр (а это сто молодых музыкантов!) сыграл новое произведение Эльсаны Габараевой (род. в 1988 г.) — «Осень моей весны». Лирическая вещь с оригинальным соло — баян и барабан — юного композитора имела успех и собрала жаркие аплодисменты. Следом на сцене появились китайцы — Квок Чун Хей с дизи (китайская поперечная флейта) и Люн Ка Лок с пипой (старинная национальная лютня), которые исполнили пьесу Чжии Вана (с этим молодым китайским композитором Башмет сотрудничает с 2019 года). А в финале первого отделения прозвучала чарующая вариация на тему рококо Чайковского — солировал молодой виолончелист Александр Рамм.
Во второй части в ход пошла «тяжелая артиллерия» — на сцене вместе с Юрием Башметом появился Денис Мацуев. Пианист не раз выступал в Сочи — его здесь знают и любят и каждый раз ждут в предвкушении чего-то невероятного. И теперь Мацуев не подвел. Первый концерт Чайковского начал мягко, постепенно распаляясь и входя в раж, передав всю остроту драматических конфликтов сочинения. А следом виртуозно сыграл «Ромео и Джульетту». Зрители, слышавшие версию Курентзиса, отметили, что Мацуев исполняет это сочинение классически, но не менее динамично и энергично. Фортепьяно чуть ли не танцевало под мощным натиском пианиста. После такого публика осыпала музыкантов букетами мимозы, которая уже расцвела в Сочи, и Мацуев с Башметом, конечно же, не смогли так просто покинуть сцену.
Выдали на бис — сначала редкую сюиту №5 Генделя, а затем «Подмосковные вечера». В финале задал тон маэстро Юрий Башмет, который сел за фортепьяно и начал наигрывать любимую мелодию. Денис Мацуев немного послушал, с улыбкой стоя у инструмента, а затем присоединился к другу и одной рукой придал знакомой мелодии джазового шарма и оригинальности. Есть вещи вне времени и ситуации, которые заряжают энергией, несмотря на и вопреки. Как Чайковский, Шостакович и «Подмосковные вечера». Они неотменяемые.