Все разговоры о том, что Алексей Серебряков живет на две страны - Россию и Канаду - не соответствуют действительности. У него никогда не было канадского паспорта. Там с начала 90-х работала как танцовщица его жена Мария, с которой Алексей познакомился значительно позже. После возвращения семьи из Канады профессиональные интересы артиста связаны именно в России. Здесь у него множество кинопредложений и театральные проекты.
Серебряков всегда в центре внимания. Чтобы он не сделал, не сказал, все вызывает интерес, дискуссию и эмоции различного свойства.
Десять дней назад актёру, например, сочувствовали, поскольку спектакль с его участием в дуэте с Ксенией Раппопорт «Эйнштейн и Маргарита» внезапно и без объяснения причин был отменён в Петербурге. Произошло это 14 февраля в День всех влюблённых. Билеты быстро разлетелись, ведь постановка рассказывает о страстной любви великого ученого Альберта Эйнштейна и Маргариты Коненковой, жены великого скульптора и художника Коненкова.
Для артистов и организаторов гастролей московского спектакля стало полной неожиданностью объявление о его отмене за несколько часов до начала. Почему отменен показ, за что, чья на то злая воля – неизвестно. По этому поводу ходят разные слухи.
По нашим сведениям, полученным из достоверных источников, это решение даже не властей северной столицы, а дирекции площадки «Балтийский дом». Из-за такого демарша больше всех расстраиваться стоит петербуржцам, которые нарядные (все-таки День всех влюблённых) пришли на спектакль. «Эйнштейн и Маргарита» имеет массу предложений из всех городов нашей большой страны, но в силу занятости актеров не всегда они могут ответить согласием. Во всяком случае, ближайшие месяцы у Алексея Серебрякова расписаны.
Он очень любит и роль, и спектакль, в котором впервые выступил еще и как художник. Декорация, придумана не просто стильная, но и многофункциональная. Да и в кино у Алексея нет простоя. Он в лучшей своей поре, многое может, стал профессионалом высокой пробы. Как сказал о нем кинорежиссер Александр Котт, есть актеры со сложными, говорящими лицами, человек молчит, но ты понимаешь, о чем он думает. Он как будто незаметный, как Леша Серебряков, а на экране начинает дышать.
Живя в Канаде, Алексей активно работал в российском кино, снимался в канадских и других интернациональных картинах, например, в шпионском триллере «Самая холодная игра» польского режиссера Лукаша Космицкого, где сыграл генерала КГБ. Из Канады Серебряков приезжал в Тверскую область на съемки дебютного фильма Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». В отличие от других актеров, постоянно жил в гостинице, никуда не уезжал. Снимался бесплатно, а картина потом получила гран-при восточно-европейского конкурса на Международном фестивале в Карловых Варах.
Проекты были самые неожиданные. Например, Алексей снялся в белорусско-американском фильме «Мы, братья…» Уильяма Де Виталя вместе с Владимиром Гостюхиным и Эриком Робертсом. Съемки проходили в Лос-Анджелесе и Минске. Режиссер сам родом из Львова, в советские годы был каскадером на картинах «Д`Артаньян и три мушкетера», «Воры в законе», многих других, а потом в проекте «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Герой Серебрякова чем-то напоминал Александра Лукашенко, но оказался приближенным к нему человеком из силовых структур
Перед пандемией Алексей получил кинопремию «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Ван Гоги» Сергея Ливнева, где отца его героя сыграл выдающийся польский актер Даниэль Ольбрыхский.
В последние годы Серебряков играет в основном отцов с трудной судьбой, а тут - редкий случай - снялся в роли сына. Его герой Марк - талантливый, но малоизвестный автор инсталляций. Узнав о болезни отца, он приезжает из Израиля в Ригу, где родился, и это последний шанс наладить разорванные отношения. В том же году вышла короткометражка «Интервью» Ивана Соснина, вошедшая потом новеллой в полнометражный фильм «Иваново счастье» . Алексей сыграл там детского писателя и оставившего семью отца, и к которому по прошествии лет под видом журналиста приехала взрослая дочь. Роли ему предлагают разные, неожиданные, например, Плюшкина в мини-сериале «Мертвые души» Григория Константинопольского по мотивам Гоголя.
Алексею часто приходится работать в трудных условиях и самых разных точках мира. Недавно ему довелось сниматься на Алтае и Камчатке у Дмитрия Дьяченко. Как профессионал высшей пробы актер готов к любым трудностям. Надо целый день сидеть в карьере, как было на съемках у Александра Ханта, будет там сидеть весь день на жаре в пыли. У Дьяченко снимался в сорокаградусный мороз. Замерзала камера, работали по 12 часов. Но, по словам режиссера, Алексей так вживается в образ, так примеряет на себя судьбу героя, что чувствует сердцевину персонажа. Вот он весёлый и жизнерадостный рядом с вами на площадке, но начинаются съемки, и моментально становится хмурым, неразговорчивым, максимально погружаясь в образ.
По сюжету события происходят в тайге. Начинается эпидемия среди диких животных, а отец с наркозависимым сыном приезжают в охотничий домик в реабилитационных целях. Режиссер предлагал роль отца многим известным актерам старше 45-ти, а Серебрякова видел в роли егеря. Но после проб стало понятно, что он идеально подходит на роль отца. Дьяченко теперь говорит: «Послевкусие от того, как достоверно и искренне, с болью сыграл Серебряков, перебить не смог никто». А сам Алексей еще в процессе работы сказал: «Вы же понимаете, что роль отца – это моя роль? Я её чувствую».
Серебряков с женой воспитали троих детей. Они уже взрослые, и эту тему он действительно обостренно воспринимает.
Надо сказать, что тема отца и сына стала едва ли не ключевой в кинобиографии актера последних лет, а с Ксенией Раппопорт Серебряков чаще, чем с другими актрисами, снимается в одних проектах. Еще в 2013-ом в картине «Ладога» Александра Велединского о Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера в дни блокады Ленинграда, им вместе пришлось сниматься в сложных, опасных условиях. Ксенией Раппопорт – тоже самоотверженная актриса: прыгала в ледяную воду, отказавшись от дублеров, водила грузовик. От ледяного руля у нее немели пальцы.
Вместе они снимались и в музыкальном телеспектакле «Происшествие в стране Мульти-Пульти», основой которого неожиданно стала грампластинка 1982 года. Выход проекта планировался к Новому году, но его неожиданно сняли с эфира. Там Алексей Серебряков сыграл Волка, а Ксения Раппопорт – Шапокляк. Вместе они снялись и в картине «Единица Монтовидео» Татьяны Лютаевой.
Вообще, на волков Алексею Серебрякову везет. В сентябре 2022-го вышла новая версия «Красной Шапочки» Александра Баршака и Артема Аксененко - приквел сказки Шарля Перро, действие которого начинается до рождения главной героини. Там враждуют два клана - защитники сказочного города Волкобои и агрессивные хищники Волки-оборотни, способные превращаться в людей. Так вот роль вожака Волков сыграл Алексей Серебряков. Привлек его сам жанр фэнтези, требующий особого способа существования в кино, сама
история преодоления страха и необходимости сделать верный выбор.
Еще один интересный проект Серебрякова – криминальная драма «Сын» Николая Хомерики. По сюжету из греческого отеля террористы похищают молодого московского ветеринара и переправляют его в Сирию. На поиски сына отправляются его родители, которые давно уже не общаются. Их роли сыграли Анна Ардова и, ну конечно же, Алексей Серебряков. Его Павел никогда не видел сына, но отправляется с бывшей возлюбленной на его поиски в чужую страну.
А в конце прошлого года состоялась премьера фильма «Либерея: охотники за сокровищами» Глеба Орлова, где Алексей сыграл профессора, историка. Это история о том, как при строительстве столичного метро рабочие находят драгоценный оклад, свидетельствующий о том, что библиотека Ивана Грозного существует. В многосерийном триллере «Ваша честь» Константина Статского, основанном на одноименном израильском сериале, Алексей снимался в роли опасного преступника, сын которого стал жертвой отпрыска судьи, приговорившего его к тюремному заключению.
В фильмографии актера около 170 ролей. Он начал сниматься с 13 лет, дебютировав в сериале «Вечный зов». В нем тогда увидели сходство с актером Вадимом Спиридоновым и пригласили на роль его сына. На авторов фильма Ускова с Краснопольским тогда высокомерно посматривали коллеги. Сериал считался делом второсортным по отношению к большому кино. А теперь «Вечный зов» - классика. Когда-нибудь и всякие нелепости с отменами станут всего лишь фактом истории.