Галина родилась в Воронежской области, окончила мастерскую Елены Борзовой в Международном институте кино, телевидения и радиовещания, затем Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где ее мастерами были Владимир Хотиненко, Павел Финн, Владимир Фенченко. У ее единственной полнометражной картины вполне счастливая судьба, если не считать того, что ее мало кто видел. «Капкан» отмечен за лучший сценарий на «Окне в Европу» в Выборге, стал лучшим полнометражным фильмом на Казанском кинофестивале мусульманского кино. А исполнительница главной роли Мария Болтнева отмечена наградой Чебоксарского международного фестиваля. На проходящем в Лондоне и Сочи фестивале SIFFA «Капкан» признан как лучшая работа звукорежиссера. Для дипломной работы это очень солидно.
Совсем скоро фильм примет участие в безумном путешествии авторского кино, который организовывает Максим Добромыслов вместе с однокурсниками по вгиковской мастерской Карена Шахназарова Александром Хантом и Виталием Суслиным, примкнувшими к ним режиссерами Антоном Бильжо и Дмитрием Давыдовым. Они поедут со своими картинами по Латинской Америке, по сути, ничего не имея в кармане и полагаясь на судьбу. Почти автостопом, останавливаясь в разных городах и странах на день-два, чтобы показать свое кино там, где будет возможность, даже под открытым небом. С картины Галины Уразовой и начнется этот путь в Москве.
Мы поговорили с Галиной о том, как рождался ее фильм.
- Как вы снимали фильм, не имея финансирования и вообще никакой поддержки?
- Сначала фильм мне приснился. Я поехала к сценаристу, сказала, что нужно срочно карточки записать, а то забуду (многие сценаристы так делают, чтобы свои идеи зафиксировать, потом их проще сгруппировать, для этого используют разноцветные карточки - С.Х.). Я приехала к ней в десять вечера, и мы до пяти утра заполнили 53 карточки. Потом уже началась работа над сценарием. И пока он рождался, я стала собирать команду, искать людей и финансирование. Нашла оператора, художника-постановщика, начала проводить кастинг. На роль Ивана долго искала актера - нужен был огромный мужчина. Его сыграл Максим Колесниченко. В процессе работы над сценарием понимая, кто мне нужен, сама искала, договаривалась, чтобы бесплатно работали. Это моя дипломная работа на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Всем, к кому я обращалась, говорила примерно так: «Продюсер не находится, финансирования нет, но очень хочется снимать. Похоже мне самой придется продюсировать. Помогите, пожалуйста. Это дипломная работа». Люди нормально реагировали. Я собрала группу из 35 человек. Все работали бесплатно. Деньги я находила на транспорт, бензин, технику, питание, на все сопутствующие вещи. Когда начался съемочный процесс, мне помогали местные жители. Их у меня в титрах 150 человек.
- И все ваши земляки?
- 150 человек – мои земляки, хуторяне из соседних деревень. Папа мне очень помог. Он инженер и придумывал разные конструкции, доставал материалы, бревна. У нас сложные были съемки - в лесу, под дождем. Два месяца строили декорацию. Художник-постановщик Маша Акопова приехала с командой. Человек десять я нашла по соседним деревням, и они помогали. Дом в лесу был, но чтобы к нему пробраться, надо было все вычистить, убрать. Мы круглосуточно снимали. Нужно было технику отпустить и актрису. Маша Болтнева после съемок сама садилась за руль и ехала на машине в Питер на съемки сериала. Мы снимали закаты и рассветы, день и ночь. В первые три дня у нас было три камеры, потом - две, чтобы процесс был безостановочный.
- Вы ведь еще и актриса.
- Я училась на актерском в МИКТИР, своеобразно туда поступала. Наверное, слишком сильная была мечта, и я прорвалась. Надо же было себя показать, чтобы взяли. Даже «колесо» сделала. Сейчас я уменьшилась на 38 кг, а была толстушкой, но на шпагат садилась. То есть был диссонанс с образом и возможностями.
- Актеры готовы ради хорошей роли сниматься бесплатно, а что прельщает остальных?
- Три момента, думаю, сработали. Есть люди, готовые поучаствовать в съемках полного метра ради портфолио. Кому-то важна взаимовыручка. Оператор позвал другого оператора, своего друга. Я позвала еще одного друга-оператора. Люди что-то делают для себя, а мы им поможем – такая логика. Кто-то бесплатно работает ради опыта. Одно дело снимать в Москве в павильоне или на улице, и совсем другое дело – в экспедиции. Жили в лесу, температура опускалась до плюс трех градусов. Было прохладно. Шли дожди. Это было серьезное испытание.
- Все это происходило в Воронежской области, где вы живете?
- Мы снимали в основном в Острогорском районе на хуторе Родники и в Репьевском район на хуторе Красный пахарь. У меня папа на Родниках живет. Мое детство здесь прошло. Я родилась в Репьевском районе в селе Платава, но все выходные и летние каникулы проводила у бабушки с дедушкой. А сейчас сюда папа переехал.
- Почему вы пригласили именно Марию Болтневу на главную роль?
- Я написала список из десяти актрис. По типажу это моя бабушка по материнской линии Александра. В сценарии я ее тоже назвала Александрой. У меня в голове был образ бабули в молодые годы – скромной, стройной, худенькой. Всех она любит. Бабуля моя всех спасала, всем помогала, уступала, была мягкая, но сильная в глубине души. Хуторские женщины как раз такие - внешне мягкие, но у них есть стержень. В моем списке Маша Болтнева была первой. Я решила проводить пробы по очереди, в зависимости от того, кто согласится. Актрисы первого эшелона, которым я отправила сценарий, очень хорошо реагировали. Я просила их сняться бесплатно, сообщала, что финансирования нет, что понимаю, какие они востребованные. Мне нравилось, что все они отвечали и готовы были прочитать сценарий. Я поражена их отзывчивостью и открытостью. К Маше Болтневой я сходила на спектакли, но все-таки решила сделать пробы. С моим помощником Костей Мельниковым мы взяли камеру и поехали к ней в Театр им. Маяковского (там работал и отец Марии – актер Андрей Болтнев – С.Х.). Провели пробу. Маша сразу все так точно сделала, что я подумала, зачем еще проводить пробы с другими артистами, если это то, что мне надо. Единственное, что сделала, - попробовала ее в паре с актером. Важно было посмотреть, как сложится актерский ансамбль. С Максимом Колесниченко они совпали. Мои замыслы сбывались на глазах.
- Сейчас вы живете на хуторе. Чем занимаетесь?
- Пока я училась на Высших курсах, жила в Москве. Это же было дневное обучение с утра и до 19 часов и шесть дней в неделю. За это время я сняла 33 работы. У Владимира Ивановича Хотиненко в мастерской такой способ обучения. Каждый режиссерский прием нужно воплотить в короткометражке. Мы под каждую работу писали мини-сценарий. Поэтому нужно было все время находится в Москве. Когда я набирала команду для фильма, тоже там жила, снимала квартиру. А сейчас записываю видеоролики, звук. Все делаю онлайн. Еще говорят, что я неплохой режиссер монтажа. Снимала клипы, сама их монтировала. Этим и занимаюсь. Есть мечта вернуться в Москву.