«Сон в летнюю ночь» играют на Малой сцене, на скромном пространстве, но с большим размахом. Во всяком случае, постановщик Антон Яковлев придал шекспировской комедии форму шоу, воспользовавшись практически беспроигрышным приемом «спектакль в спектакле».
Сначала за кадром звучит голос режиссера, отдающий команду звуковикам, световикам и актерам, а затем во всей красе развернутся закулисные страсти. Тезей, герцог Афинский (Анатолий Просалов), и царица амазонок Ипполита (Мария Свирид) готовятся к свадебному торжеству, украшением которого должно стать волшебное представление в их честь. К тому же все должно свершиться в ночь полнолуния, которая не обойдется без волшебства, магии и сюрпризов.
Тут же начинается история двух пар влюбленных, в которых согласия явно нет: Деметрий (Сергей Савичев) и Лизандр (Евгений Пуцыло) влюблены в Гермию (Алеся Алисиевич), которая любит последнего, за что отцом будет поставлена перед выбором: «Или умереть за нарушение отцовской власти, или обвенчаться с тем, кого он выбрал,/Иль дать навек у алтаря Дианы/Обет безбрачья и суровой жизни». Другая — Елена (Виктория Кизко) — безответно сходит с ума по Деметрию, пребывающему в любовном мороке от Гермии. В ход событий беспардонно вмешиваются лесные силы в лице царя фей и эльфов Оберона (Марк Бурлай) и его главного эльфа Пэка (Егор Попов).
Непременный элемент комедии — путаница — не заставит себя ждать: главный эльф не тому зальет в глаза любовный сок, чем наделает много бед. Лизандр, только что державший в объятиях Гермию, отвернется от бедняжки, внезапно возлюбив Елену, от которой теперь сходит с ума и Деметрий, до дурманных капель отвергавший ее, точно прокаженную. Но самая критичная промашка вышла с величественной Титанией (Ирина Выборнова): ее избранником стал осел, в которого перевоплотился ремесленник Основа. Правда, до такой метаморфозы Основа в компании себе подобных простолюдинов репетировал спектакль.
Антон Яковлев, до сих пор не числящийся среди специалистов комедийного жанра, в своем «Сне» как-то легко и обаятельно свел воедино божественное и земное, волшебное и комичное, причем комедию доведет до искрящегося фарса. В бесцеремонном обращении с Шекспиром не замечен, но и не расшаркивается перед ним. Титанию сделал капризной примадонной, конфликтующей с Обероном из-за роли Джульетты, которую ни за что не хочет отдавать юной актрисе. Ввел неожиданного персонажа — гримершу/костюмершу по имени Люся (Людмила Гаврилова), что ворчливо таскается за примадонной хвостом.
Репетиции ремесленников с Пигвой (Антон Лызо) — тот еще фарс, где солирует Основа (Кирилл Ковбас), яркий, нахальный, под которого построены Робин Заморыш (Павел Комаров), Рыло (Андрей Ребенков), Миляга (Андрей Злобин), Дудка (Денис Лукин). Ремесленники импровизируют, задирают публику, играют на музыкальных инструментах. Шекспир — от рок-музыки до оперной классики, живой звук в сочетании с фонограммой. За музыку в спектакле отвечает Андрей Злобин, смешно сыгравший мастерового Милягу. Готовое представление же сыграют на японский манер — с абракадаброй под японский и харакири. А финал эффектно пройдет под исполняемую Пигвой «Nessun dorma» из оперы Пуччини «Турандот».
Надо сказать, что не только зрители, но и актеры, набранные в начале сезона Яковлевым, и актеры старшего поколения, работавшие в театре Гоголя еще задолго до прихода туда Кирилла Серебренникова, — видно, что получают колоссальное удовольствие от игры в игру, и персонаж каждого можно рассмотреть, особенно в статичных сценах. Впрочем, их не так много: действие, насыщенное событиями, имеет жесткий ритм, развивается стремительно.
Судя по тому, как развиваются события, можно сказать, что театр Гоголя набирает обороты. Два заметных спектакля на Малой сцене (до «Сна в летнюю ночь» здесь показали эстетский «Портрет Дориана Грея» режиссера Константина Мишина) дают авансы на успешную работу и на Основной. В конце апреля здесь обещают предъявить постановку большой формы — «Грозу» в постановке опять же Антона Яковлева. Гроза в начале мая? Силы природы в помощь.