Комедийная мелодрама «Иди ко мне, детка» Ребекки Миллер — режиссера, писателя и дочери писателя и драматурга Артура Миллера — дала старт фестивальным показам. Главные роли в ней сыграли Энн Хэтэуэй и Питер Динклэйдж, хорошо знакомый фанатам «Игры престолов». Это история о композиторе, утратившем вдохновение. Творческий кризис ему поможет преодолеть неожиданная встреча в Нью-Йорке. Это не единственный фильм, где герои причастны к творчеству. К примеру, знаменитый южнокорейский режиссер Хон Сан Су в картине «В воде» расскажет о начинающих кинематографистах, отправившихся на остров Чеджу снимать фильм без малейшего представления о том, каким он будет.
Накануне открытия представители СМИ получили от организаторов Берлинале сообщение о том, что на церемонии открытия на экране появится Владимир Зеленский, а лично будет присутствовать Шон Пенн, снявший о нем фильм. В феврале прошлого года американский актер и режиссер находился в Киеве и снимал кино о том, как комедийный актер стал президентом страны. Однако новые обстоятельства изменили планы, и Пенн совместно с Аароном Кауфманом начал фиксировать происходящее на Украине. Во время одного из визитов к Зеленскому Шон подарил ему статуэтку «Оскара». Теперь на Берлинале увидят его документальный фильм «Суперсила».
Жюри основного конкурса возглавила 32-летняя американская актриса и режиссер Кристен Стюарт («Сумерки», «Комната страха», «Спенсер»), что вызвало некоторое недовольство, поскольку рано ей судить фильмы на фестивале такого уровня. Но выбор сделан, и Кристен Стюарт стала одной из немногих представителей США на Берлинале. Большого голливудского кино на фестивале нет как класса, что связывают и с близостью «Оскара». В основном конкурсе представлено 18 картин. Это — французская «Большая колесница» Филиппа Гарреля, немецкое «Красное небо» Кристиана Петцольда, где один из героев опять-таки писатель. В «Путешествии в пустыню» классика немецкого кино Маргарете фон Тротта речь пойдет об австрийской писательнице и феминистке Ингеборг Бахман и швейцарском драматурге Максе Фрише. В итальянском «Диско мальчике» Джаккомо Абруццезе знаменитый немецкий актер Франц Роговски сыграл белоруса Алексея, оказавшегося во Французском иностранном легионе. В конкурсе представлены две анимационные ленты — японская «Судзумэ закрывает двери» Макото Синкая, где один из героев что-то знает о том, как избежать землетрясения, и китайский «Арт-колледж 1994» Лю Цзяня о студентах-искусствоведах 90-х. Пять фильмов конкурса представляют Германию, шесть снято режиссерами-женщинами.
В программе Encounter («Встречи»), нацеленной на «новые голоса», участвует единственная российская картина «Клетка ищет птицу», снятая на чеченском языке ученицей Александра Сокурова Маликой Мусаевой. С названием произошла какая-то путаница, вызванная сложностями перевода: то ли «Птица ищет клетку», то ли «Клетка ищет птицу». А это огромная разница. Малика теперь живет в Гамбурге, окончила там медиашколу, а снимала в чеченском селе на границе Чечни и Ингушетии — о женских судьбах. Одна героиня не может развестись, другой только предстоит выйти замуж. Как и многие другие женщины, они живут как в клетке.
В официальной программе фестиваля больше нет российских картин. Зато на кинорынке, который после двухлетнего онлайн-существования вернулся в офлайн, аккредитовано немало представителей российской киноиндустрии. Там, в частности, представят новый фильм Юрия Быкова «Хозяин» опять же с Артемом Быстровым в главной роли, который за работу в «Дураке» получил в Локарно награду за лучшую мужскую роль.
Российский след присутствует и в фильме «Голда. Судный день» израильского режиссера Гая Наттива из внеконкурсной программы. Хелен Миррен, имеющая русские корни, сыграла премьер-министра Израиля и уроженку Российской империи Голду Меир. Узнать актрису невозможно — настолько она преобразилась. В Берлине, как всегда, невероятное количество картин, есть даже фестиваль в фестивале, где показывают детское и подростковое кино. В фокусе этого года — картины из Украины и Ирана, представленные в разных программах.