— Наталья Юрьевна, новость о выставке в столице ДНР подвела к мысли, что главное здание музея восстановили после недавнего обстрела. Так ли это?
— На бульваре Пушкина, 35, у нас продолжаются ремонтные работы. Поэтому презентация подаренных музею картин и книг проходила во втором здании, расположенном в центре города, напротив Донбасс Оперы. В будущем его планируют преобразовать в современный выставочный центр.
— Музейное пространство сейчас закрыто для посещения?
— В ДНР в связи с обстановкой все учреждения культуры закрыты. По городу передвигаться небезопасно, поэтому Министерством культуры было принято решение проводить мероприятия в дистанционном формате. У нас администрация и часть сотрудников ходят на работу, но граждане музей не посещают.
— Донецкому художественному музею после 2014 года Россия впервые передала именно картины, а не репродукции?
— Когда наш музей открылся после ВОВ, в 60–70-х годах к нам поступали картины из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, из частных коллекций Советского Союза. После 1991 года из РФ мы ничего не получали. В 2023-м поступление авторских работ от Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга стало первым. Мы получили картины заслуженных художников РФ, а также академика Российской академии художеств Михаила Кудреватого «Ольга Качура — герой Донбасса».
Сюжеты картин самые разные: лирические пейзажи, натюрморты и акварели. Например, «Белая ночь» народного художника РФ Андрея Блиока, «Портрет Дмитрия Лихачева», принадлежащий кисти Анатолия Черных. Очень достойные произведения: все-таки это ленинградская школа, с которой мы знакомы с 60-х.
Вообще, для нас подобрали то, что можно было собрать максимально быстро. Инициатива возникла, когда стало известно, что мы какое-то время будем в Санкт-Петербурге в рамках проведения выставки «Донбасс — индустриальный портрет». Так появился первый проект «Дар Донбассу». Будут и второй, и третий, и очень скоро. Уже в конце февраля мы будем перевозить экспозицию из СПБ в другой город.
— Это действительно первая акция такого масштаба?
— Нам дарили гобелен Ольги Толстиковой, картины из частных собраний, но массовых поступлений не было.
— Что теперь будет с картинами, раз их можно показывать только онлайн?
— Обычный процесс музейной работы: наши сотрудники опишут новинки и включат их в фонды. Когда они поступят в собрание, акты об этом будут отправлены художникам. А когда откроется музей, мы обязательно проведем открытую презентацию.
— Идут ли с коллегами из России переговоры о еще более широком сотрудничестве?
— Сначала мы должны войти в российское музейное пространство, затем внести наши картины в госкаталог, включить в реестр, и только за этим последует обмен. Это не такой быстрый процесс. Но каждый раз, когда мы приезжаем в Санкт-Петербург и в Москву, мы ведем речь о плодотворном сотрудничестве. Наш музей ведь обладает достойной коллекцией, которую стоит показывать и в других известных музеях РФ.