Рома Чекарь – новый русский герой?

Как «скучную» тему слияния компаний превратить в захватывающий детектив – секрет Остапа Стужева

Автомат, картина модного художника и женщина, спускающаяся по лестнице дорогого дома. Это мы видим на обложке романа Остапа Стужева «Правила мерджа». А что внутри? Издатели обещают реалистичную, детально продуманную детективно-криминальную сагу, повествование которой охватывает последние годы существования СССР, период первоначального накопления капиталов и время передела собственности.

Как «скучную» тему слияния компаний превратить в захватывающий детектив – секрет Остапа Стужева

Получилась ли у Стужева эффектная, держащая в напряжении до последнего история Романа Чекаря, который, занимаясь слияниями и поглощениями, оказался в водовороте событий и страстей? Позволю себе спойлер: да, получилась. Спойлер – это будет единственным, потому что книгу Стужева нужно не пересказывать, а читать. Что уже делают очень и очень многие, особенно в столице, где новинку обсуждают блогеры, спорят о ней в престижных кафе и проводят презентации в VIP-локациях.

– Остап, писательство – это почти всегда зеркало личного опыта, Чехов работал земским врачом, а потом не только «врачебные» рассказы создавал, но и глубоко проник в психологию народа, которую наша литература только-только открывала. Вы смогли бы написать книгу, если бы в 1991-м не занялись бизнесом?

– Я начал писать в возрасте лет семи. Создал газету, учась во втором классе. Не «Пионерскую правду». Был подвергнут критике и это дело забросил. История не терпит сослагательного наклонения, но, думаю, начни я писать в 1991-м, я написал бы не книгу, а уже несколько томов. Личный опыт мало что значит в художественном произведении. Широта кругозора, способность к эмпатии, одаренность, наконец – все это намного важнее. В мемуарах – да, личный опыт – необходимое и достаточное условие, а в Full fiction он может скорее помешать. Реальность скучна и прозаична, а натура, как правило, неидеальна. Со мной многие не согласятся, но посмотрите на архитектуру красивых городов: все, что вы видите, прошло через сердца и руки их создателей.

– Люди в костюмах, интересующиеся курсом акции и стоимостью никеля на бирже, кажутся условному обывателю «бездушными». Ваш герой Рома Чекарь – это попытка показать, что «VIP-управленцы тоже плачут».

– На встрече с читателями я говорил о штампах и стереотипах. О том, как тот или иной персонаж, примерив униформу, мгновенно наделяется нашим сознанием рядом моральных и физических качеств. Как наше к нему отношение зависит от того, насколько часто мы сталкиваемся с человеком этой профессии в повседневной жизни. Бизнесменов «бездушными» рисует или уже нарисовала левацкая пресса. Она, эта пресса – всегда агрессивна. По большому счету ей нечего противопоставить здравому смыслу кроме лжи. И мои герои не плачут. Они такие же, как и все остальные люди.

– Определите жанр вашей книги. И самое важное – встретим ли мы в следующей Чекаря? О чем будет новый роман – что можно сказать уже сегодня, не разрушая интригу?

– Книга задумывалась, скорее, как повесть о первой любви, которую удалось не потерять. Схватка за контроль над прибыльным активом планировалась общим фоном. Ужаснувшись банальностью происходящего, подолгу искал выход из положения, думаю, это мне удалось. С определением жанра сейчас идут споры, многие из версий мне откровенно льстят. Предлагаю дождаться более широкой реакции публики. Ответ про Чекаря, боюсь, станет спойлером.

– Была ли у вас альтернативная концовка книги?

– Безусловно. Многие главы я писал, слушая Шопена. Это никак не настраивало на «голливудское окончание». Кольцова с Чекарем погибали в кровавой перестрелке под ноктюрн до-диез минор.

– Кто ваш читатель? Он ездит по мегаполису на джипе? Работает в «стекляшках» Москва-Сити? Или развозит по городу пиццу?

– Этот же вопрос мне уже задавали в одном из сетевых гигантов. Я понял, что маркетолог из меня никудышный и ответа у меня нет. Но я начал размышлять и анализировать статистику продаж и отзывов. Могу похвастаться, что среди прочитавших книгу есть люди, реально управляющие cash flow в миллиарды рублей. Хотя, безусловно, мне важен каждый читатель. Я переписываюсь с библиотеками по всей стране, и если они готовы поставить мою книгу на полки, я готов оказать содействие.

– Прозаик Павел Крусанов в одном из романов говорит, что все мы посылаем в мир некий сигнал. Какой главный посыл вы шлете человечеству и Вселенной, создав эту книгу?

– Все мои положительные, с моей точки зрения, герои в начале своего пути законченные трудоголики. Тренировки по три раза в день. Дни и ночи в казарме. Не знаю, услышат ли меня во Вселенной, но молодым я могу посоветовать одно: «надо тянуть лямку».

– Ваш роман стал бестселлером? Если книгу читают и говорят о ней в кафешках и ресторанах, можно ли сказать, что вы «проснулись знаменитым»?

– Если интерес к «Правилам мерджа» сохранится, надо будет печатать третий тираж. Но, откровенно говоря, до «медных труб» еще далеко. Чтение – это мыслительный процесс, весьма отличающийся от простого созерцания. И это требует времени и усилий. Сейчас задача – стать узнаваемым на полках книжных магазинов.

– Бондиана, наслаждение жизнью, тайны, любовная линия, повороты и коллизии – какой элемент и прием для вас главный? Чем вам удалось удивить читателя и кого из мастеров жанра «переплюнуть»?

– Главный элемент зашифрован в названии. Мердж (merging) – в самом широком смысле это слово означает слияние. Читая мое произведение, вы наверняка обратите внимание, насколько нетривиальны обстоятельства знакомства персонажей. Романтической линии взаимоотношений я уделял много внимания, и это было для меня непросто.  Многие, с кем из прочитавших друзей мне удалось пообщаться, недовольны обилием роскоши, ее описанием и «возведением ее в абсолют». Мое мнение по этому вопросу прямо противоположное. Стремление жить красиво требует не меньше нравственных усилий, чем жить, не нарушая моральных устоев, принятых в обществе.

– Насколько ваши герои далеки от образов «новых русских» 90-х? Это иное поколение предпринимателей или те же лица, но после того, как «перестали стрелять».

– Еще в самом начале я был категорически против каких-либо слов о криминале, преступном мире, просто потому, что ни один из моих персонажей к ним не относится. Да, мелькнула там парочка мордоворотов, но так же быстро канула в Лету. Думаю, тема себя исчерпала. Боюсь неточно процитировать самого себя, но в книге есть фраза: «малиновые пиджаки сейчас работают инженерами на водокачках». Оговорюсь, ничего не имею против инженеров на водокачках. А вот трудовая вахта ряженым по бандитской моде гражданам пойдет на пользу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру