Правила очень простые. Двенадцать месяцев — двенадцать чартов Top 20 Hits. За первое место — двадцать баллов, за последнее — один. Успехи всех треков в каждой из двенадцати таблиц суммируются, и получается итоговая двадцатка самых популярных песен, по версии читателей «ЗД». Некоторые треки набирают одинаковое количество баллов, но преимущество в итоговой таблице получает тот хит, что стартовал с более высокой позиции.
Результаты, нужно признать, не очень удивляют, потому что в них отражено довольно известное наблюдение: чем постылее жизнь, тем больше хочется уйти в танцевальный отрыв. Танцевальную музыку разные артисты представляют себе по-разному, здесь и клубный бит, и экзотика, и модернизованный r’n’b, но при наличии цепкого припева все это неплохо работает. На этом бесхитростном фоне окончательно ушла в тень фракция т.н. грандов, чьи имена еще недавно входили в обязательное музыкальное меню, а теперь смена не только эпох, но и поколений выглядит уже свершившимся фактом. Хотя отдельные ветераны жанра все еще продолжают отчаянно цепляться за последние ступеньки стремительно уносящегося музэкспресса, и остервенелость их хватки пока помогает им держаться на плаву.
Нынешние чемпионы Gayazovs Brothers появились в чарте «ЗД» со своей «Малиновой Ладой» еще в декабре 2021 года, но во многом сделали настроение года минувшего. Их трек не совсем похож на то, что они делали раньше, к тому же песня не имеет прямого отношения к музыкальной моде, по которой сейчас принято штамповать часто совершенно безликую музпродукцию. В «Малиновой Ладе», безусловно, есть своего рода страсть, которая, возможно, позволит этому треку стать для группы весьма долгоиграющим в карьере номером. Как стали (напрашиваются настойчивые аллюзии) из прошлых музыкальных эпох «Угонщица» для Ирины Аллегровой («Угнала, как чужую машину, «девятку» я…»), «Вишневая девятка» для группы «Комбинация» или, если посвежее, — пресловутая «Лада Баклажан». Нынешняя «Лада» будто вне времени и как бы сделана не для какой-то определенной аудитории, а чуть ли не для всех. В общем, есть у нас теперь свой Modern Talking, вот бы еще понять, насколько их хватит.
DJ Smash для многих, наверное, был реликтом из нулевых, времен престижных клубов, рек дорогого шампанского и отрыва ночи напролет. Но вот клубы поиздержались, реки шампанского обмелели, а мистер Андрей Ширман со своим сверхъестественным чутьем на танцевальные хиты по-прежнему в деле. В итоговой двадцатке оказались сразу два трека, к которым он приложил свои золотые ручки, и оба неплохо потрясли самые разные дискотеки.
Клава Кока тоже учитывает спрос на танцы, но общая ее стратегия гораздо шире. Она явно метит в большие поп-дивы, и многое получается. Кока абсолютная рекордсменка по количеству песен, которые в минувшем году отметились в чартах «ЗД». К двум в итоговой таблице нужно добавить еще четыре, которые до двадцатки не добрались, и получится впечатляющее трудолюбие. Вопрос о соотношении количества и качества, конечно, остается, но в случае с Клавой стоит он не то чтобы ребром.
Анна Асти в ушедшем году стала головной болью не только для Клавы Коки (девичья конкуренция — страшное дело), но и для своего бывшего коллеги по Artik & Asti Артема Умрихина. Последний перезапустил дуэт с новой вокалисткой Севиль Велиевой, но его бывшая коллега превратилась почти в новую Лободу (за отсутствием старой) и стартанула так, что мало не показалось. У Анны в чартах «ЗД» отметились целых пять песен, в то время как у Artik & Asti только три. Среди других трудоголиков уже упомянутый DJ Smash с четырьмя треками, столько же у группы Dabro, по три у Zivert и Jony. Пестренькая вышла компания: клубных дел мастер DJ Smash, модерновая попса от Анны Асти и Artik & Asti, жуков-поп от Dabro, космополитичная ностальгия по восьмидесятым от Zivert и Jony с кальянным рэпом.
С последним происходит что-то удивительное. Слушать кальянный рэп вроде как не очень прилично, прямо как «Ласковый Май» в свое время, но тем не менее все в курсе новинок. Последние пару лет разного рода эксперты уже заняли центровые места с попкорном в стойком намерении понаблюдать, как местный хип-хоп со всеми его разновидностями «Титаником» пойдет ко дну. Но спектакль все не начинается, и хип-хоп, как и кальянный рэп, по-прежнему везде, в том числе в чартах. Bahh Tee & Turken со своей «Бывшей» в этом году не вылезали из песенных таблиц хит-парада «ЗД» целых пять месяцев, что стало рекордом сезона. Видимо, есть у нашей аудитории свои специфические удовольствия, которые хорошо видны в результатах голосования.
Певица МакSим показала в прошлом году фокус, достойный самых крутых иллюзионистов. Не выпустив ни одной новой песни, она оказалась в итоговой двадцатке сразу с двумя старыми. Ясно, что импульс внимания к певице возник на волне драматического исцеления после тяжелой борьбы со смертельным ковидом, когда все висело чуть ли не на волоске (по крайней мере, как сообщали официальные представители певицы). А уж выздоровев, оказалась в центре всеобщего внимания и ажиотажа, чего добиться в любом другом случае было бы более чем проблематично. Трудно сказать, кто кого больше использовал в ее коллабах с Димой Биланом и Егором Кридом (скорее, все неплохо поживились), певица весьма громко напомнила о себе, стадионы рыдали, а старые песни шли на ура. Особенно, когда новых нет.
Что же касается совместных треков, то это развлечение по-прежнему в моде. В двадцатке таких аж семь штук, и наиболее трогательно выглядят поколенческие альянсы вроде Хабиба с «Иванушками» или Анны Асти с Филиппом Киркоровым. Ветераны в таких ситуациях прямо-таки восхищают. Филиппу удалось весьма органично вписаться в актуальный поп-модерн с его эстетикой тяжелого люкса, в чем поп-королю вообще нет равных, а «Иванушки» нашли в своих архивах материал, вполне удобоваримый и для нового хита. Высокий класс старой закалки! Некоторые из поп-ветеранов иногда весьма энергичны, могут, если захотят. Пусть их бронзовые напудренные покерфейсы презрительно невозмутимы, а под дымкой Gucci, Chanel и Prada скрыты усталые глаза, но озорства и авантюризма этим гражданам не занимать.
И немного сантиментов. За двенадцать месяцев в наши чарты попала 91 песня. Конечно, далеко не все они вышли в двадцатку, но были среди них композиции, которые просто не правильно не вспомнить. В первую очередь это касается песен Земфиры, «ДДТ», «Би-2», Oxxxymiron’a (признан иноагентом), Макса Коржа. У лощеных поп-хитов шансов продвинуться к вершине всегда гораздо больше, но нам очень приятно, что публика по-прежнему слушает и отмечает для себя песни, в которых есть и правда, и музыкальный интеллект. Пусть они и в этом году прозвучат громко.