Как журналист «МК» помогал Леониду Гайдаю создавать знаменитые кинокомедии

Яков Костюковский «заступился» перед режиссером за «великолепную троицу» Трус-Балбес-Бывалый

30 января 2023 года по справедливости должно было бы стать в нашей стране «красной датой календаря». В этот день отмечается 100-летний юбилей кинорежиссера Леонида Гайдая, создателя кинофильмов, любимых многими поколениями россиян, в том числе молодежью. А ведь к немеркнущему гайдаевскому успеху имеет отношение и наша газета, вернее один из ее журналистов.

Яков Костюковский «заступился» перед режиссером за «великолепную троицу» Трус-Балбес-Бывалый
Кадр из фильма "Кавказская пленница"

тестовый баннер под заглавное изображение

Бывший сотрудник «Московского комсомольца» Яков Костюковский стал соавтором сценариев нескольких самых популярных комедий Гайдая - «Операция «Ы»...», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука».

Яков Аронович на протяжении нескольких послевоенных лет работал в столичной молодежке, занимал там должности редактора отдела, ответственного сотрудника секретариата. Однако потом, в разгар развернутой в стране кампании по «борьбе с космополитизмом» вынужден был уйти из газеты в «свободные художники».

Получившему «волчий билет» «инвалиду пятой группы» (так шутили тогда по поводу проблем с 5-й графой в анкете про национальность) пришлось добывать средства на жизнь, публикуя в различных изданиях – в том числе в популярном журнале «Крокодил», – фельетоны, сатирические стихи, даже статьи на спортивные темы. Позднее, когда накал затеянной Сталиным «космополитической» кампании пошел на спад, работать стало проще. Костюковский писал пьесы, репризы для артистов эстрады и цирка, издал несколько книг, в том числе сборник сатирических стихов «Мужской разговор»...

На рубеже 1960-х гг. он стал успешно сотрудничать с другим «специалистом по юмору» - Морисом Слободским. Вместе они написали, например, сценарий оперетты «Два дня весны» по произведениям композитора Исаака Дунаевского. Еще одним полем для творчества стали сценарии кинокомедий, первая из которых - «Штрафной удар», вышла в 1962 году. 

После этого и началось сотрудничество тандема авторов-юмористов с Леонидом Гайдаем. Троих «родителей Шурика» свел тогдашний «хозяин московского кино» знаменитый режиссер Иван Пырьев.

Яков Костюковский

По воспоминаниям самого Костюковского, они сразу предложили Гайдаю сделать веселую киноисторию с участием Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова. Эта колоритная троица уже успела к тому времени полюбиться советским зрителям своими похождениями в двух гайдаевских короткометражках. Однако Леонид Иович согласился с предложением не сразу. В его планы тогда входила съемка комедии, главным героем которой был бы положительный герой — молодой человек.

В итоге совместного творчества трех талантливых сочинителей появились три новеллы о приключениях обаятельного студента-очкарика Шурика. А в последней из них как раз удачно нашлось место для трио Трус-Балбес-Бывалый. Хотя отвоевать этих персонажей Костюковскому и Слободскому удалось не без труда. Дело в том, что Гайдай снимал прежде ТББ «немыми»: в короткометражках об их похождениях нет слов, только «заводная» музыка и пение. Авторы будущей «Операции...» сошлись на том, что троица будет участвовать в фильме, если Костюковский и Слободской придумают для них подходящие реплики. Это экс-«эмковцу» и его коллеге вполне удалось.

Зато во многих других эпизодах доминировало сценарное творчество самого Гайдая. Он использовал для своей кинокомедии некоторые ситуации из собственной жизни. Вот, скажем, стихотворение Ярослава Смелякова «Хорошая девочка Лида», которое читает Шурик понравившейся ему девушке, довелось декламировать в молодости самому Леониду Иовичу: на приемных экзаменах при поступлении в театральную студию.

В той же новелле «Наваждение» оказалась увековечена фраза, произнесенная однажды супругой Гайдая Ниной Гребешковой: «Я всегда помню, где я была, когда и с кем»...  

Комедия о забавных приключениях студента-очкарика – «Операция «Ы»...» вышла на экраны в 1965 году. За первые же несколько месяцев в широком прокате его посмотрели около 70 миллионов человек. На волне такого ошеломительного успеха авторы решили сделать еще один фильм про Шурика. Вариант с поимкой этим неугомонным студентом снежного человека в горах Гайдая не устроил, зато другой сценарий, посвященный неудачной попытке похищения невесты оказался подходящим. Из него и получился следующий гайдаевский шедевр - «Кавказская пленница».

Эту кинокомедию ожидал еще больший успех у зрителей. Но далее эксплуатировать образ белобрысого очкарика авторам показалось неправильным. Поэтому следующим фильмом стала лента, посвященная похождениям контрабандистов.

Основу сюжета придумал Костюковский. Вернее - вычитал: однажды на глаза Якову Ароновичу попалась заметка в газете, где рассказывалось о ловких зарубежных мошенниках, которые ухитрялись перевозить через границу золото и драгоценные камни, спрятав их в гипсовых повязках, наложенных на здоровые конечности. Идея оказалась беспроигрышной: «Бриллиантовая рука» с Юрием Никулиным, Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях продолжила череду успешных кинематографических работ Леонида Гайдая.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру