Продюсер и журналист Роман Либеров уже собирал на одном альбоме самых разных артистов под идею сделать песни на стихи, написанные совсем в другом времени. Альбом «Сохрани Мою Речь Навсегда», посвященный поэзии Иосифа Мандельштама, вышел два года назад к 130-летию поэта и собрал как лестные отзывы критиков, так и комплименты поклонников тех артистов, что приняли участие в проекте. «После России» сделан по схожим лекалам, но основан на поэзии куда менее известной. К тому же концепция на этот раз чуть сложнее.
В альбоме, названном в честь сборника стихов Марины Цветаевой, представлена поэзия авторов, покинувших Россию после Октябрьской революции. Они не бросили сочинять на чужбине, но далеко не все добились успехов. Спустя сто лет сочинения этих поэтов превратились в песни, написанные музыкантами, которые стали эмигрантами за минувший год. Драматичный символизм ситуации, конечно, придает всей затее отдельный смысл, но стройность идей редко влияет на уровень музыкальных треков. И если рассматривать любой музыкальный сборник прежде всего как песни, чья жизнь может как-то сложиться за границами релиза, то важны в первую очередь артисты и их фантазия.
«После России» это шестнадцать треков и весьма звездные имена, обилие которых еще раз намекает на то, как обеднела российская сцена после февраля прошлого года. Однако делить все представленные песни на звездные номера и нагрузку не совсем правильно, потому что сборник просто напичкан приятными неожиданностями.
И если от артистов уровня Tequilajazzz, «Сансары» или «Ногу Свело!» можно ожидать определенный уровень качества, то не очень известные для широкой аудитории Наум Блик или Миша Дымов и Мила Варавина преподнесли шикарные сюрпризы. Дымов и Варавина, например, замахнулись на стихотворение Николая Туроверова. В совсем другой своей жизни песню «Мой Конь» на это сочинение записали «Любэ». Получилось трогательно, но в прочтении Дымова и Варавиной просто душераздирающе.
Среди звезд можно выделить «Порнофильмы» (стихотворение Давида Кнута они превратили в интригующий микс эмигрантского романса и энергичного блюза), «Наив» (Чача и Ко остались верны панк-року и сделали из «Пулемета» Леонида Андреева отличный номер для своего концерта), Шыма (участник «Касты» рассмотрел в сочинении Алексея Эйснера основу для замысловатой конструкции из пародии на самодеятельное чтение стихов и своего фирменного флоу крутого рэпера).
Монеточке (певица Елизавета Гырдымова, признана иноагентом) достался Набоков, и когда певица своим трогательным голоском под наивный звук синтезатора выдает «Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг» становится страшно до жути. Tequilajazzz всегда умели чужое делать своим, наверное, поэтому превращенные в песню «Флаги» Бориса Поплавского звучат по-текиловски возвышенно и безнадежно грустно.
Финалом сборника стал трек Рамазана Ахмедова, также известного как R.A.SVET, на стихотворение Георгия Иванова. «…Но я не забыл, что обещано мне, Воскреснуть. Вернуться в Россию — стихами», — меланхолично начитывает музыкант, оставляя нечто среднее между предчувствием беды и надеждой на хеппи-энд. Наверное, все эти стихотворения были в свое время написаны в отчаянии и надежде. И через сто лет они звучат современнее некуда.