Музыканты с карьерой, длящейся больше четырех десятилетий, вынуждены как-то работать со своим громадным каталогом. Старые песни проходят технологический тюнинг и переиздаются, разного рода раритеты превращаются в подборки для самых увлеченных собирателей, иногда даже находится что-то неизданное. Участники U2 всем этим уже занимались и теперь предлагают более сложную форму ностальгии.
В ноябре минувшего года у лидера группы Боно вышла книга мемуаров «Surrender: 40 Songs, One Story». Вспоминая разные этапы в карьере группы, Боно опирается на сорок хитов U2, по которым можно понять, как с годами менялись взгляды участников коллектива на музыку и мир. Грядущий релиз продолжит эту тему. Бокс-сет из сорока песен получил название «Songs of Surrender», и каждый трек этого масштабного проекта переписан заново.
Кроме обнародованного на днях Pride (In the Name of Love) некоторое представление о новых аранжировках дает версия Beautiful Day, использованная в трейлере проекта. Довольно трудно судить по двум песням, но пока создается впечатление, будто музыканты решили переписать свои стадионные боевики в акустике. В одном из интервью на нечто подобное намекал и гитарист группы Эдж, говоря о том, что постпанковскую остроту было решено поменять на камерность.
За изящной формулировкой кроется явное желание заново перекроить хиты, по крайней мере так получилось с Pride (In the Name of Love). В оригинальном виде песня вышла в 1984 году в качестве сингла к альбому The Unfogettable Fire. Текст песни Боно посвятил американскому борцу за гражданские права Мартину Лютеру Кингу. Критики приняли сочинение очень прохладно, но, благодаря шумным концертным версиям, Pride стала одним из стадионных символов группы. Использование же в треке фрагмента знаменитой речи Кинга «У меня есть мечта» придало ей и политический смысл. Именно эту композицию U2 исполняли на инаугурации Барака Обамы и других мероприятиях, где был важен гражданский подтекст.
В версии 2023 года нет ни шумных гитар, ни стадионного размаха. Кажется, что в этом треке, кроме голоса Боно, все другое. Есть даже изменения по тексту. Оригинальная строчка «One man betrayed with a kiss» («Один мужчина предал с поцелуем») переделана на «One boy never will be kissed» («Одного мальчика никогда не поцелуют»). Предполагается, что Боно упоминает таким образом двухлетнего сирийского мальчика, который погиб во время крушения корабля с беженцами. В пользу этой версии указывает и то, что группа пригласила на запись бэк-вокала детский хор из индийского Мумбаи.
В итоге получился совсем непростой многослойный трек, и подобная эволюция отчасти объясняется тем, что U2 - из тех очень редких коллективов, состав которых не менялся с годами. Все песни группы написаны по-прежнему исполняющими их музыкантами, и с годами у авторов текста, музыки и аранжировок вполне может появиться другое наполнение привычных хитовых форм.
Проблема здесь в том, что поклонники иногда воспринимают сложную авторскую рефлексию без должного пиетета. Первые отклики на новую версию Pride (In the Name of Love) были далеки от восторгов. «Все круто, но нам это нужно», «Акустикой они убивают свои песни», «Опять старое, может быть, пора новое написать» - и это лишь немногие критические оценки нового релиза.
Наверное, чего-то подобного следовало ожидать. Ранние записи группы не отличаются музыкальной виртуозностью и берут в первую очередь энергией и умением ухватить актуальный момент. С годами участники U2 превратились в опытных и разносторонних музыкантов, они могут играть сложнее и интереснее, но далеко не все готовы это оценить. Выносить вердикт всему альбому «Songs of Surrender» рановато. U2 всегда отличались умением приберечь козырь и вытащить его в самый подходящий момент.
Что же касается «пора написать новое», то здесь есть оптимистические прогнозы. По некоторым сообщениям, у группы готовы новые песни, которых ждут уже больше пяти лет с момент релиза в 2017 году альбома «Songs of Experience». Правда, тонкость заключается в том, что термин «готовы» в мире U2 трактуется очень вольно. Были случаи, когда группа практически заново переписывала материал, который вроде бы всех устраивал. Пока никакие даже примерные даты выхода новых треков не обсуждаются.