По временам геополитических потрясений и тотального одиночества жителей мегаполисов - рассуждение о дамском счастье самое оно. О том, что такое женское счастье и чем оно отличается от мужского, как профессиональная деятельность помогает с этим разобраться обозреватель «МК» поговорил с Михаилом Барщевским.
Надо сказать, что адвокат не новичок в литературе: он пишет рассказы, три его пьесы поставлены в театрах Москвы и страны. Сюжет одного из рассказов с грустным, и, я бы сказала, безысходно-философским названием «Не судьба» и лег в основу новой пьесы, название которой внушает если не оптимизм, то желание разобраться с таким трудным вопросом как счастье, да ещё и женское.
- Михаил Юрьевич, чем женское отличается от мужского, если вообще можно найти отличие в состоянии, которое хотят испытывать все, независимо от пола?
- Конечно, отличается. Первое, женщины больше склонны ощущать себя счастливыми, чем мужчины. Они вообще живут иллюзиями. А умный мужчина не может быть счастлив, и, если он говорит: «Я счастлив», он не умен.
И второе соображение: когда ты добился в жизни всего, у тебя есть любимая жена, дети, но…Что делать, когда дети вырастают, возникает конфликт поколений, разборки отцов и детей? Где тогда искать это счастье? Вот моему младшему ребёнку сейчас 17 лет, и у меня его подростковый возраст - это можно считать счастьем?
- Но вы по своей основной профессии имеете больше дело с негативной стороной жизни, и люди приходят к вам за помощью от беды. А вы написали о женском счастье или поиске его. Это способ уйти от негатива?
- Мне кажется, что, когда человек садится что-то писать, он подсознательно пишет о том, чего бы ему лично хотелось в жизни, либо пишет о том, чего не должно быть в его жизни, то есть спорит с фантомом, со своими страхами. Ты выбираешь сюжет, потому что у тебя к нему есть отношение.
Вы правы, ко мне больше приходят с негативом. А чего в нашей жизни больше - негатива или позитива? Мы же все время с чем-то или за что-то боремся. А когда-то борешься, то боишься негатива, и изо всех сил стараешься его избежать. Так что, работая над пьесой, мне не пришлось выходить из привычного мне мира.
- Изучая (в том числе и благодаря своей работе) мужчин и женщин, вы случайно не собираетесь написать пьесу «Мужское счастье» или «Мужское несчастье»?
- Думаю, что не стал бы браться за такую пьесу. Мужчина, если он мужчина, а не что-то там в брюках, он сам творец своей судьбы. И если у него что-то в жизни пошло не так, что-то плохо, это не несчастье, а его ошибка. И самое страшное, если он начинает винить в этом других, а не себя.
Женщина более зависима, культурно, если хотите, зависима от мужского влияния. Мужчина это тот, кто умеет принимать решения, кто умеет их реализовывать и умеет честно себе сказать: «Да, я проиграл».
Но это не значит, что я пишу только о женщинах. У меня есть много рассказов и о мужчинах. Расскажу вам один сюжет, и вы поймёте мое отношение к этому вопросу.
События происходят в начале девяностых. Драматург, некогда известный, теперь сидит дома без денег. У него молодая красивая жена, которой все время нужны какие-то женские радости, а у него на это нет средств. И вот его приглашает к себе олигарх и просит написать письмо любовнице. «У вас хорошее перо», - говорит богатый мужчина.
Драматург пишет такое письмо, мол «Дорогая, я тебя очень люблю, но если разведусь, как ты того требуешь, мои акции обвалятся, партнёры этого мне не простят, весь бизнес рухнет, и поэтому я должен остаться в семье. Но я хочу быть с тобой, поэтому уйди от мужа, будешь жить одна, но на моем полном содержании…».
За работу драматург получает гонорар в две тысячи долларов, возвращается домой и обнаруживает, что ни жены, ни вещей в доме нет. Становится понятно, что он писал письмо собственной жене…
Замечу, что сам Михаил Барщевский счастлив в личной жизни: 47 лет в браке с одной женой Ольгой, у него трое детей и четверо внуков. И не исключено, что личный опыт может служить гарантией, что в его новой пьесе больше правды, чем фантазии.
Михаил Барщевский рассказал, что пьеса принята к постановке в театре «Школа современной пьесы», и режиссёр Мария Федосова уже работает над ней. Интересно, получается - соавтор (Екатерина Кретова) и режиссёр у него женщины. Похоже, что в женском счастье без женщин даже такому мужчинскому мужчине, как Барщевский, не разобраться.