Год без Пугачевой породил Шамана

«ЗД» подвела итоги года: песенки спеты

Начало января — время, когда в «ЗД» появляются итоговые таблицы и наши размышления о результатах читательского голосования. Но минувший год выдался таким, что уже в его середине мы поняли: ИТОГОВ ГОДА В ПРИВЫЧНОМ ВИДЕ НЕ БУДЕТ.

Не будет из-за актуального состояния умов. Совершенно очевидно, что в этом году голосование было бы не музыкальным, а идейным. И продвигались бы не хиты, артисты и альбомы, а их соответствие убеждениям голосующих, которое к тому же пришлось бы еще изрядно корректировать согласно всевозможным ограничительным регламентам текущего времени.

В общем, ждем более спокойных времен и просто вспоминаем тех, кого в 2022 году было трудно не услышать.

«ЗД» подвела итоги года: песенки спеты
Shaman.

Гастроль районного масштаба

Возможно, одно из главных концертных впечатлений минувшего года связано с аншлагами везде и всюду. От наплыва публики были готовы лопнуть и клубы, и залы, и футбольные арены. И если многие артисты и комментаторы время от времени размышляли о том, насколько уместны беззаботные концерты на фоне всего происходящего, то публика отвечала на этот вопрос совершенно однозначно и требовала зрелищ. Всем, кто сумел пробраться на лужниковские шоу «Руки Вверх!», Басты, Григория Лепса и видел аншлаговые концерты других артистов, наверное, могли подумать, что и без иностранных гастролеров можно неплохо справиться.

Нет никакого смысла сравнивать лайвы здешних звезд и фирмачей. В конце концов, люди выбирают то, что им по душе и по карману. Однако статистика всегда объективнее, чем музыкальный вкус. И цифры не очень-то радуют. По разным оценкам, местный гастрольный бизнес сократился примерно на треть. С афиш исчезли артисты, которые уехали или которым, если даже не уехали, фактически запрещено выступать, и те, кто не хочет этого делать по своей воле. С учетом заморозки практически всех западных гастролей (речь не только о суперзвездах, которых привозили не так часто, но и о ретро-легендах, ди-джеях и прочих фигурантах, обеспечивавших промоутерам десятки мероприятий) выбор у публики, мягко говоря, не увеличился, поэтому брали то, что давали. А так как давали не густо, то на то, что давали, часто и ломились как подорванные…

Воодушевленные прошлогодними успехами и поубавившейся конкуренцией герои прошлого года, скорее всего, запланировали и на новый сезон большие стадионные шоу. Будет интересно посмотреть, насколько рассмешит публику анекдот, рассказанный год назад. И насколько быстро до потребителя дойдет, что все многозначительные разговоры о местных «шоу мирового уровня» никак не скроют местечковость (она будет только прогрессировать при отсутствии конкуренции) большей части концертов здешних звезд. В шоу-бизнесе, конечно, иногда случаются чудеса. Может быть, на них сейчас и нужно надеяться, потому как оснований для роста локальной индустрии практически нет.

Другое дело параллельная, но имеющая к нам прямое отношение музыкальная экономика. После того как соотечественники стали активно перемещаться в соседние и не очень соседние страны, вслед за потенциальной публикой двинулись и артисты. В результате многие музыканты с проблемной гастрольной судьбой на родине нашли работу в Грузии, Армении, Узбекистане, Казахстане, Израиле, конечно, в Европе и Америке, даже в Австралии и Новой Зеландии. На гастрольной карте русской поп-рок-музыки появились даже новые локации вроде Таиланда, Бали, Гоа и т.д.

Платежеспособные поклонники Земфиры азартно ловили ее шоу в ходе европейского турне, Вася Обломов довольно много выступал в весьма экзотических по меркам его прошлой гастрольной жизни местах, «Би-2» — весьма занятые люди с впечатляющим азиатским и ближневосточным графиком, Андрей Макаревич (признан иноагентом) сольно и с «Машиной Времени» осваивает территории, прежде вызывавшие любопытство исключительно по познавательным документалкам National Geographic. Не говоря уже о гуру Борисе Гребенщикове. Все они могли бы работать и давать работу здесь, но логика — не самый правильный критерий для оценки событий ушедшего года.

Скандальное дефиле по кресту на юбилейном шоу Киркорова, видимо, стало последним перформансом такого толка на кремлевской сцене.

Не отрекаются любя

Примадонна улетела, но ее явно не хотят отпускать. Судя по тому, насколько часто Аллу Борисовну вспоминают в разных медиа, Пугачева, несмотря на регулярные мантры о том, что она больше не нужна России, кажется, по-прежнему нужна здесь абсолютно всем — и своим настоящим поклонникам, которые не перестали и не перестанут ее любить, и ненавистникам, потому что, часто произнося имя суперзвезды, они и сами получают свои секунды славы, впадая в еще больший экстаз исступления.

И еще не покидает ощущение, будто Пугачева, живущая за границей, беспокоит некоторых наших соотечественников куда больше, чем Пугачева в интерьерах подмосковного замка. Не исключено, что именно сейчас человеческая зависть вперемешку с беспомощным злорадством получили отличную подпитку. Пугачева в Грязи иногда выглядела капризной и подуставшей дивой, у которой то и дело включался снобизм. Пугачева в Израиле выглядит и ведет себя так, будто прошла курс ментального детокса и теперь получила ту самую жизнь, о которой мечтала, но никак не могла себе позволить.

Примадонна приплясывает на концертах Земфиры, Zivert и «Би-2», фотографируется с людьми, которых раньше рядом с ней трудно было даже представить, улыбается не для фотографов, а потому что у нее хорошее настроение. В редких посланиях Аллы «граду и миру» кто-то настырно пытается разглядеть презрение и высокомерие по отношению к россиянам. Но на самом деле в этих посланиях благодарность и любовь к тем, кто верил в своего кумира долгие годы и не разуверился в нем сейчас. Для миллионов таких людей Пугачева по-прежнему «наша Алла», где бы она ни жила, а сермяжная суть давней шедевральной баллады «Не отрекаются любя…» неожиданно обрела помимо глубинного философского измерения еще и совершенно прикладное значение…

И никакого шаманства

Песни и альбомы, которые вышли в минувшем году, не совсем правильно называть музыкой неспокойного времени. По большей части сочинялось все это до февральского перелома, хотя многие строчки удивительно вписались в новый контекст. Ну и прозвучали довольно громкие заявления.

Самым громким заявителем, вне всякого сомнения, стал Shaman. По правде говоря, надежд на то, что здесь появится артист, вокруг которого вдруг закипят страсти, и это будет не рэпер, было совсем немного. Однако эффектное появление артиста над полем во ржи дало поводы для самых разных эмоций и дискуссий. Хиты «Встанем» и «Я русский» сорвали банк и прозвучали на всю страну. При неминуемых разговорах о цинизме, с которым представлена т.н. «патриотическая тема», нельзя не признать, что коварство здесь не отменяет весьма лихо сработанной музыки.

В разговоре с «ЗД» Ярослав заметил, что сам он свои песни считает не патриотическими, а идущими, мол, от души, и вообще, по его разумению, не очень-то это правильно — делить музыку на жанры.

Анна Асти и обновленные Artik & Asti, может быть, старались не меньше и даже навыпускали хитов, но больше напоминали не важных «государственных» артистов, а трудолюбивых частных предпринимателей-кооператоров, которым не светит никакой административный ресурс. Тем не менее Анна Асти снабдила отдыхающих летним угарным шлягером «По Барам» и, можно сказать, ловко заменила Лободу в отсутствие последней, а также сорвала банк дуэтом с падким на актуальные тренды и свежее мясцо поп-королем Филиппом Киркоровым. А такое «счастье» в местном музкоролевстве дается не каждому, если даже это королевство и сильно поистрепалось…

Сам г-н Киркоров был, конечно, более чем фееричен и убедителен в своем юбилейном концертном амплуа, красиво отметив красивые цифры 55 в Кремле и на некоторых других площадках, куда его пустили (уже, правда, без скандального креста на «Марии Магдалене»), но хитрая, как ему, видимо, казалось, попытка совместить с реалиями сегодняшнего дня привычную и излюбленную им эстетику бурлеска, игриво пульсирующую всеми цветами радуги, дала серьезную трещину. А если говорить прямо — просто провалилась в тартарары. Даже до неприличия навязчивый патриотический слог публичных стейтментов не уберег Филиппа (а он думал, что хитро рассчитал!) от шквала неврастенического хейта со стороны ревнителей духовных скреп и «истинных» патриотов, окрепших до статуса непререкаемых носителей «правильной» и сугубо государственной идеологии.

В этом контексте будущее поп-короля, которое еще год назад считалось безоблачным, выглядит более чем туманно. Тут по принципу козла в огороде — пустишь, и всю капусту пожрет. Дашь раз слабину, пойдешь на компромисс ради того, чтобы и дальше гарцевать в своих перьях и пухе, — и тут же тебе эти пух с перьями все равно коварно пообщиплют, как тот козел — капусту, оставив куковать драным индюком в тоненьких колготках на степном ветру. И уже неслыханной радостью останется только проходная роль бухого Ипполита с одутловатым лицом в сереньком пальтишке в откровенно бездарной пародии на великую кинокомедию… А манерный бурлеск?! Извините — подвиньтесь…

И если пока все только ждут, сумеет ли тот же новоиспеченный в звездах Shaman доказать свою убедительность сольным альбомом (когда и если он его выпустит), то те же БГ, Шевчук и «Би-2» многое и именно в ушедшем году уже доказали. Альбомы «Дом Всех Святых» от «Аквариума», «Аллилуйя» от «Би-2» и «Творчество в Пустоте. Часть 2» группы «ДДТ» позволяли сохранять веру в рок и в людей, которые им занимаются. Наверное, все три релиза можно назвать самыми важными русскоязычными альбомами года, в которых переплелись мгла и надежда.

Что-то важное, безусловно, происходило и в хип-хопе. Oxxxymiron (признан иноагентом) и Morgenshtern (признан иноагентом) вылили друг на друга внушительные ушаты унизительных оскорблений, плюясь друг на друга на внушительном расстоянии между Лондоном и Дубаем, но дрались они, как важные дядечки, будто пытаясь выжать из подзабытого формата рэп-батлов максимум пользы. Формат как явление, скорее всего, так и не реанимировался, несмотря на мощную электросудорожную терапию, но русскоязычная публика, разбросанная теперь по всему миру, схрумкала не одну лохань пышного попкорна, наблюдая за рэп-драчкой.

Именно на таком скандально-пафосном фоне лучше всего проявляются хамоватые неформалы, и эту роль взял на себя OG Buda. Его альбом Freerio 2 оказался лучшим способом забыть о приличиях. Двадцать три нашпигованные бахвальством и аморалкой трека обладают весьма тонизирующим эффектом, наверное, потому, что артист умеет не только материться, но и писать припевы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28947 от 11 января 2023

Заголовок в газете: Песенки спеты

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру