Кульминационному моменту — награждению спектакля-победителя, показанного в конкурсной программе фестиваля, — предшествовал спектакль, поставленный Мариной Брусникиной по книге «Письма в Художественный театр», в которой собраны реальные письма зрителей дирекции МХТ и его основателям с 1898 по 1914 год. Письма эти разложены на девять голосов: молодые актеры читают их от лица разных адресатов — рабочих, просто дам и дам, приятных во всех отношениях, государственных деятелей, творцов и даже гимназистов. А некоторые адресаты неизвестны. Что характерно, отцы-основатели всем отвечали: оставить без внимания чужое письмо воспитание не позволяло.
Оригинально прозвучал свод правил жизни артиста Художественного театра, исполненный актерами в стилистике рэпа: «…так как актер привык к ремесленной игре,/поэтому на каждой репетиции/без амбиций/обязан играть…/не забывай свои корни,/помни,/есть вещи на порядок выше — слышишь?»
Вывод из прочитанного: Художественный всегда любили, от него ждали прорывов и… нещадно критиковали, даже поучали.
Наконец, нейросеть, которую создали молодые таланты МИСиС, впервые в России написала эскиз пьесы, посвященной той самой судьбоносной встрече Станиславского с Немировичем-Данченко в ресторане «Славянский базар», с которой все и началось.
И, конечно, состоялась главная конкурсная программа, в которую вошли спектакли из Бийска, Красноярска, Глазова, Минусинска, Москвы, Самары, Перми, Санкт-Петербурга — семнадцать постановок от выдающихся режиссеров страны. Имя лауреата определило жюри, которое на этот раз состояло только из молодых режиссеров. Один из них — Владимир Кузнецов из Владимира — на церемонии даже разразился поэтическим экспромтом:
…И, подводя итог в финале,
На фестивале-биеннале
Мы неожиданно узнали,
Что будет приз всего один.
Но мы интригу сохраним…
Интригу раскрыли через паузу, и единственный приз молодежное жюри присудило спектаклю «Душа моя Павел», поставленному самым интеллигентным и благородным рыцарем режиссерского цеха Алексеем Бородиным. Кстати, именно этот спектакль месяц назад получил Театральную премию «МК».
— Мы сейчас переживаем трудный момент в деле театра, где режиссерское наше братство как-то оскудело, — сказал Алексей Владимирович. — И ответственность, которая лежит на молодых богатырях (указав на молодое жюри), очень серьезная и большая. Самое главное — хватило бы у них мужества, терпения, упорства, чтобы двигать это дело вместе. Братство режиссерское должно быть. Когда Питер Брук приехал в Москву (а это было советское время, цензура), он сказал: «Несмотря ни на что, вы такие счастливые, что вам даны театры, помещения, вам даны дотации…»