Казалось бы, Донецкий музей — не столичный, региональный. Сталино (так раньше назывался город) в годы нацистской оккупации полностью утратил коллекцию живописи, и Центр в качестве компенсации щедро одарил героический край, дающий уголь и металл всему Советскому Союзу, подлинниками или как минимум авторскими повторениями полотен Айвазовского, Шишкина, Сурикова, Васнецова, Поленова, Кипренского, Кустодиева, Лактионова, Нестерова, Зинаиды Серебряковой и Петра Кончаловского.
В публикации на сайте «МК» от 23 февраля наш корреспондент спрашивал музейных хранителей, собираются ли вывезти в Россию шедевры, счет которым идет на десятки, в случае острой фазы кризиса. «Не в нашей компетенции решать такие вопросы», — резонно ответили музейщики. По состоянию на 7 декабря 2022 года картины остаются в специальном хранилище. Понятно, что в укрепленном и защищенном. Но на этот раз снаряд РСЗО «Град» разорвался неподалеку от экспозиционных залов. А что будет завтра?
«Мы еще не знаем, как ущерб будет выглядеть в финансовом измерении. Но видим, что наши помещения пострадали и снаружи, и внутри. Серьезных разрушений именно конструкции здания не выявлено. Однако ремонт потребуется серьезный: обвалилась штукатурка, из двадцати одного блока придется полностью заменить тринадцать — они вместе с решетками влетели внутрь», — говорит директор ДРХМ Геннадий Полянский.
— На фотографии мы видим скульптуру Пушкина, слегка припорошенную побелкой. Означает ли это, что в залах находились экспонаты?
— Нет, все экспонаты мы еще в феврале демонтировали. Просто эта скульптура очень тяжелая. Она стояла возле окна в углу, ее немного присыпало. Это гранит, не белый мрамор, с ним ничего не случилось. А наши основные ценности находятся в фондохранилище.
— Оно выдержало удар?
— С ним все нормально. В музее находились четверо сотрудников охраны, они дежурили всю ночь. И за сохранностью фондов велось наблюдение с пультов удаленно.
— Температурный режим удается соблюдать в бункере для картин?
— Да. Наше отопление в порядке, ни одна батарея не разморозилась. Даже в одном из залов, где остекление уцелело, сейчас тепло. Мы зашиваем окна плитами OSB, потом сверху пленкой закроем. Приборы, установленные в хранилище, показывают, что и температура, и влажность находятся в норме.
— Будет ли прорабатываться вопрос эвакуации главных сокровищ музея?
— Вопрос эвакуации произведений изобразительного искусства достаточно сложный. Существуют определенные требования к упаковке, которая должна защищать от механических повреждений, и к транспортировке культурных ценностей. В настоящее время нет гарантий, что при перевозке по территории Донецкой народной республики коллекции ДРХМ не пострадают.
Ситуация безрадостная. Обстрелы, ставшие в последние дни варварскими, не только угрожают произведениям живописцев прошлого, но и мешают работать нынешним мастерам кисти. К примеру, Союз художников ДНР не может функционировать нормально ни в организационном, ни в творческом плане. Общее собрание, намеченное на 3 декабря, пришлось отменить. Хотя на нем должен был решаться вопрос судьбоносный. Рассказывает председатель Союза Мелик Агабекян:
— Недавно в Луганске мы встретились с исполнительным директором Союза художников РФ Мариной Рогатовской и почетным членом Российской академии художеств Татьяной Бойцовой. Мы договорились о вступлении в СХ России дончан и организации в Донецке отделения Союза. Двадцать одно заявление о принятии в него уже написано. На заседании секретариата они были рассмотрены и по ним дали добро. И я хотел собрать всех, чтобы эту информацию передать художникам. Мы хотели интегрироваться; и вот вроде бы пошло дело. Но сейчас очень опасно проводить встречи. На проспект Ватутина, где Дом художника расположен, уже три раза прилетало.
— Сколько всего в республике членов СХ и сколько войдет в российское профессиональное объединение?
— Всего у нас 76 человек. Но мы здесь восемь лет в своем соку варились, а сейчас выходим на другой уровень, нужно соответствовать.
— Как вашим коллегам удается творить в таких немыслимых условиях?
— Бомбят каждый день, и не знаешь, когда попадет. Наши мастерские находятся в двух бывших зданиях Союза художников СССР. Приходишь, только переоделся, только настроился — бабах! А когда стали с утра до вечера стрелять, решили, что посидим пока дома. Хотя я вчера был в мастерской. И снаряд упал во двор. А мы готовимся участвовать в выставке «Индустриальный Донбасс» в Санкт-Петербурге. И в Подмосковном проекте «Донбасс — Россия. Общая история». Собирали все работы в республиканском музее — там стекла полетели. А до этого у меня в кабинете и в архиве. Мастерские разбомбили в июне, нам поставили новые окна, в этот раз они выдержали, хотя этажом ниже в магазине обрушились витрины. Вот так и живем.
Донецкий художественный музей основан 23 сентября 1939 года в Сталино (прежнее название Донецка) как Музей изобразительного искусства. В 1941 году прекратил свое существование. Возродился после ВОВ, с 1958 года — как отдел изобразительного искусства краеведческого музея, с 1960 года — как самостоятельная Сталинская картинная галерея. Переименован в 1965 году в художественный музей, имел статус областного учреждения до 2014 года, затем стал республиканским. Визитные карточки музея: «Лазоревый грот. Неаполь», «Морской пейзаж. Коктебель» Айвазовского, «Сторожка в лесу», «Березовый лес» Шишкина, «Портрет художника Иосифа Крачковского» Сурикова, «Страж» Васнецова (авторское повторение одноименной картины).