«Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни», – говорил еще Вильям Шекспир. Охватившая Европу череда нападений на произведения искусства красноречиво подтверждает эту мысль. Причем среди последних случаев вандализма особенно примечателен тот, что произошел в Берлине, в Национальной галерее. Там атаке подверглась работа Анри де Тулуз-Лотрека «Клоун» (1886). Местные СМИ сообщают, что 53-летняя женщина облила рисунок под защитным стеклом фальшивой кровью, после чего приклеилась к стене рядом с произведением. Любопытно, что активистка действовала самостоятельно и не входит ни в одно из эко-движений, заявляющих о своих идеях вандальными методами. Более того, журналисты выяснили, что женщина, судя по всему, не имеет определенного места жительства, что может стать причиной для такой «новостной» акции: зимой в берлинских тюрьмах куда комфортнее, чем на улице.
«Я шокирован этой бессмысленной атакой на искусство, которая в данном случае, очевидно, не может быть отнесена к какой-либо из климатически-политических активных групп. Похоже, у них появились подражатели», – заявил немецкий историк, глава Фонда культурного наследия Пруссии Герман Парцингер. Он был одним из тех, кто в начале ноября подписал открытое письмо Международного совета музеев, где осуждаются протесты экологов, жертвами которых становятся произведения искусства. В общей сложности свои подписи под обращением поставили более 90 руководителей крупнейших музеев мира. Однако с тех пор атаки только участились. Более того, экоактивисты пообещали перейти от «щадящих» методов к более агрессивным.
До сих пор они нападали только на шедевры, защищенные специальным стеклом, и ни одно произведение серьезно не пострадало. Теперь, судя по их заявлению, собираются резать картины ножами. Впрочем, многие сомневаются, что вандалы пойдут на столь радикальные меры, и не из-за любви к искусству, а из осторожности. Пока что им удавалось отделаться небольшими наказаниями – большинство активистов отпускали после выплаты штрафа, нескольким грозит срок от 2 до 5 лет, но ни один приговор еще не вынесен. Однако за «ножевой» вандализм (если пострадает произведение искусства, стоимость которого оценивается в миллионы евро) можно схлопотать и до 10 лет лишения свободы. «Берлинскому имитатору», к слову, тоже пока не грозит ничего серьезного.
Однако тенденция, перерастающая в массовый хайп, может привести к куда более значительным последствиям. Сегодня западное общество разделилось. Одни считают, что за подобные проделки не стоит уголовно наказывать, другие, наоборот, выступают за «достойное» наказание за арт-преступление.
На днях директор Эрмитажа Михаил Пиотровский высказался по поводу болезненной волны вандализма, охватившей Европу. Он говорил о том, что «новая музеология» все больше набирает популярность, и эко-вандалы – следствие сей модной тенденции.
Стоит напомнить, что «новая музеология» возникла с легкой руки французов Жоржа Анри Ривьера и Юга де Варина, которые в 1984 году сформулировали «Квебекскую декларацию» о «сохранении духа места». Согласно их концепции, музей рассматривается прежде всего как форма, нацеленная на решение актуальных проблем местного сообщества. Первоначально эти идеи получили популярность в странах Азии, Африки и Латинской Америки. И только сейчас – в Европе, что становится все более заметным в мировом новостном пространстве. По мнению Пиотровского, в музее нужно решать в первую очередь культурные проблемы, а отнюдь не политические или социальные.
Понятно, что музеи и шедевры, выставленные в них, становятся наиболее привлекательным местом для социальных или политических заявлений: никто не пройдет мимо акции, произведенной рядом с Джокондой.
У экоактивистов свой путь, который нам, простым смертным, трудно понять. Пока экологические проблемы не так сильно влияют на повседневную жизнь каждого человека. А вот музейные протесты, которые все больше походят на социальную эпидемию, влияют на умы многих. Чем акции экоактивистов отличаются от действий агрессивных исламистов, уничтоживших древние памятники европейской культуры ради подтверждения своих принципов цивилизации, которые отбрасывают человечество к глубокому средневековью?..