«Мы видимся здесь, на премии, либо на похоронах. Лучше все-таки здесь, — сказал коллегам оператор Юрий Любшин. — Когда началась операция, мы все стали со страшной силой спорить, и так кардинально разошлись, что, казалось, всё. У нас в гильдии операторов конфликт, и неизвестно, чем бы это могло кончиться. Мы отказались от своих амбиции, выяснений, кто прав, кто не прав. Мы привязаны к своей профессии, дорожим друг другом, и наше сообщество не рассыпалось из-за того, что происходит».
Не все номинанты и организаторы присутствовали на церемонии. Глава гильдии операторов Илья Демин снимает в Геленджике. Он обратился к коллегам с экрана, говорил о том, что часто плохая погода не позволяет снимать. А она есть в политике, экономике, стране, мире. «Плохая погода мешает нам, но нам нужно оставаться людьми и помогать друг другу», — завершил он свою речь.
«За вклад в операторское искусство» премией им. Сергея Урусевского награжден Владимир Климов. Он — ученик Бориса Волчека и никогда не забывает об этом. Он и сам уже народный артист, снял «Двадцать дней из жизни Достоевского», «Вор», «Водитель для Веры», «Душа», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Шик», «Ленинград», «Брежнев», прекрасную документальную картину «Женщина, которая строила города» о художнике-постановщике «Мосфильма» Людмиле Кусаковой. Сейчас он работает с Павлом Чухраем над фильмом «Воробьиное поле». В общей сложности за его плечами 70 картин, но он не забронзовел, а коллеги называют его Володькой. А начинал он с «Вина из одуванчиков» Родиона Нахапетова, всю жизнь проработал на «Мосфильме».
Глава киноконцерна Карен Шахназаров и вручил ему награду, назвал живописцем, понимающим, что такое свет в кино. А кино, как говорил Феллини, это свет. Глава «Мосфильма» удивился тому, что гильдия операторов такая живая и веселая организация. Любопытно, что Владимир Климов застал Урусевского. Совсем молодым увидел на площадке человека в кепочке и с мольбертом. Подошел. За мольбертом сидел Сергей Урусевский и рисовал. Владимир тогда и представить не мог, что спустя много лет получит премию имени выдающегося мастера, снимавшего «Летят журавли». Урусевский, по словам Климова, был потрясающим рассказчиком. Владимиру и самому пора книгу написать, имея в запасе столько историй и встреч с выдающимися людьми. «Профессия оператора восхитительная. Я счастливый человек. Многое из того, о чем мечтал, свершилось. Я без роду, без племени мечтал поступить во ВГИК и поступил. Цифровое кино снизило магию профессии, но все равно перед нами остался киноэкран — большой, чистый и белый, на котором ничего не спрячешь. На нем в лучших работах видны душа и биение сердца оператора», — сказал Владимир Климов.
Награду «Операторское признание», которая вручается за технические достижения и тем, кто воспитывает смену, вручили кафедре операторского искусства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
В числе номинантов на лучшую операторскую работу в полнометражном игровом фильме 2021 года оказались исключительно мужчины, хотя в кино сейчас работает большая команда талантливых девушек. На лауреатство претендовали: Денис Аларкон-Рамирес с «Бывшей», Максим Жуков с «Майором Громом. Чумным доктором» (сам не присутствовал, прислал семью), Александр Ильховский с «Медеей» и Владислав Опельянц, представленный двумя картинами — «Петровы в гриппе» и «Уроки фарси». Победили последние.
В состав жюри вошли актер и режиссер Константин Хабенский, режиссер Петр Буслов, операторы Мария Соловьева и Александр Носовский, киновед Ольга Рейзен, художник-постановщик Сергей Февралев, а председательствовал оператор Сергей Трофимов, снявший «Монгола», «Дневной дозор» и «Ночной дозор», сериалы «Вертинский», «Троцкий», «Монастырь». Ему принадлежат слова, что оператор — это не тот, кто снимает красивые картинки, а тот, кто помогает рассказывать истории.
Константин Хабенский произнес речь во славу операторов: «Я лауреат многочисленных театральных и кинематографических премий, народный артист России, лауреат Госпремии, и тем не менее, готов стать световым пятном для моих любимых операторов. Правда, иногда приходится уши скотчем заклеивать, чтобы не просвечивались, когда ставят контровой свет». На Хабенского, по словам Трофимова, хорошо ложится любой свет.