– Первый раз я оказалась в Донбассе в 2016 году, – говорит Вера. – Конечно, была потрясена тем, что происходит. Когда из мирной жизни вдруг приезжаешь туда, испытываешь совершенно ужасные ощущения. Первая мысль, которая у меня возникла: «Как такое вообще может быть в XXI веке?» В голове просто не укладывается! В гостинице спишь, а за окном «молотят»: стреляют, бомбят. У нас молодые актеры сначала подумали, что трактор рядом работает. А на самом деле шли обстрелы. Но при этом какие там люди! Они так любят жизнь, так тянутся к прекрасному.
– Вы были неоднократно в Донбассе. Страх, когда находишься там, сильный испытываешь?
– Страх уже после поездки приходит. В момент нахождения там ничего не боишься. Скорее всего, это связано с тем, что мы – современные люди – настолько не понимаем, что идет война, что могут убить. Мы недооцениваем риск.
А когда приезжаешь домой и начинаешь в голове прокручивать увиденное, то, конечно, становится страшно.
В Донбассе, кстати, есть четкое правило, которое соблюдают все. Пока ты там, нельзя ничего выкладывать в социальные сети. Все посты можно размещать после того, как оказываешься в Ростове-на-Дону. Потому что украинская сторона слишком активно следит за нашими передвижениями. В прошлом году мы ездили с показом фильма в Донецк, а уже на следующий день после нашего визита нас внесли в «Миротворец».
– Как вам разрешили провести в Донбассе премьеру фильма?
– Нас пригласил в 2021-м году Денис Владимирович Пушилин, а организовал показ «Русский центр». Такая душевная и теплая поездка получилась. Мы провели очень много творческих встреч: день был расписан по минутам. Люди были так счастливы, что мы приехали, привезли «Пункт пропуска». На тот момент у них уже 7 лет, не прекращаясь, шли бои. А они так стремятся к культуре! Это не могло не радовать.
– Какое впечатление на вас произвел Денис Пушилин?
– Очень приятный человек, интеллигентный, доброжелательный, сразу располагающий к себе. Он был на показе фильма. Я удивилась даже: человек такого уровня, а находит время для общения с членами съемочной группы, зрителями. Он живет жизнью республики.
Какой там порядок – не передать словами. Только заканчивается обстрел, коммунальщики тут же выезжают на улицу и начинают убирать, латать дыры. Поэтому там везде чистота и порядок идеальный. Люди стремятся к мирной жизни!
– Как там налажена жизнь? Говорят, все очень сложно…
– В 2016 году видела, как люди готовят еду в экстремальных условиях. А сейчас такое вновь сплошь и рядом. Люди живут в подвалах, особенно на окраинах, обстреливаемых украинской стороной поселках. Там их утюжит вражеская артиллерия регулярно. Когда люди выходят из подвалов, еду готовят на кострах, используют спиртовые горелочки. Условия тяжелые. Недавно я разговаривала с одной женщиной из Донецка, спрашиваю, как дела. Она ответила, что уже в Донецке не осталось ни одного безопасного места.
– Что вас поразило в Донбассе больше всего?
– Меня больше всего поражает их жизнелюбие и жизнестойкость. Я была потрясена: снайпера работают, снаряды взрываются, а они накрывают столы для дорогих гостей. Все женщины там красивые, нарядные, на каблуках. Я там не видела ни одной дамы в спортивном костюме.
В Донбассе все хозяйство держится на женщинах. Мужчины воюют, а женщины – главы администраций, руководители предприятий. Вроде война идет, а они настолько гостеприимные, борщами и пирогами нас угощают. Их жажда жизни меня всегда удивляла.
А дети! Их поместили в такие сложные условия, а они продолжают учиться, заниматься в театральных кружках, музыкальных учреждениях, спортивных секциях. Дай Бог, чтобы пришла победа и они поскорее смогли вернуться к обычной жизни.
– Что вы хотели бы пожелать местным жителям?
– Чтобы поскорее все закончилось. Но вы же видите, как настроен Запад. Говорят, что до последнего украинца будут биться... Конечно, победа будет за нами: я в этом даже не сомневаюсь.
Кстати, когда Владимир Владимирович Путин объявил о признании независимости республик Донбасса, я стала поздравлять своих донецких друзей с этим событием. А они говорили: «Мы понимаем, что сейчас все только начинается».
Я надеюсь, что острая фаза поскорее пройдет и потом будет победа. Они там ни капельки не жалеют о том, что происходит. Их все эти 8 лет так унижали, оскорбляли, пытали, издевались – просто ужас нечеловеческий, что происходило! И они счастливы, что это скоро закончится.
Я спрашивала людей в 2021 году: «А вы хотели бы вернуться в состав Украины?» На что все отвечали: «Такого не будет никогда. Как можно простить тех, кто убивает тебя и твоих детей? Наш путь домой – в Россию». Референдумы в принципе показали все их отношение к происходящему.
– Сегодня вы готовы снова приехать в Донбасс?
– Всегда готовы! Кстати, недавно получили приглашение на такую поездку, так что скоро там будем снова!