Каждый сезон «Короны» посвящен определенному периоду в жизни Британии и ее королевы. Первый начинается в конце сороковых — с помолвки Елизаветы и принца Филиппа — и заканчивается в середине пятидесятых. Второй сезон посвящен событиям, которые разворачивались с 1955 по 1964 годы: от Суэцкого кризиса до отставки премьера Гарольда Макмиллана. В третьем сезоне (1964–1977) на арену выходят премьеры Гарольд Вильсон и Эдвард Хит. Четвертый сезон (1977–1990) охватывает правление Маргарет Тэтчер, а также свадьбу принца Чарльза и леди Дианы Спенсер.
События пятого сезона (1991–1997) остались в истории как время серьезных испытаний для королевской семьи. Браки титулованных отпрысков стремительно катятся под откос, интимный разговор еще женатого Чарльза и особы его тайной страсти Камиллы Паркер Боулз попадает в таблоиды, Диана отвечает весьма откровенным, по меркам аристократов, интервью, а еще горит Виндзорский замок и необходимо возвращать Гонконг Китаю.
Как можно понять, речь идет о событиях, которые пока не кажутся делами давно минувших дней. Именно поэтому еще до премьеры пятого сезона на продюсеров шоу началось давление. Британская кинолегенда Джуди Денч и бывший премьер-министр Джон Мейджор (его период правления попал в сценарий пятого сезона) практически хором стали призывать продюсеров сопровождать каждую серию напоминанием о том, что события шоу вымышлены.
Особенно бывшего премьера возмутила линия, в которой Чарльз подговаривал его посодействовать в досрочной отставке королевы, чтобы на трон мог взойти более молодой и прогрессивный монарх, каковым принц себя очевидно считал. Мейджор назвал такое толкование событий полной чушью и рекомендовал не верить этим и другим домыслам сценаристов.
Возможно, нервное замечание бывшего политика, а также недовольство королевской семьи по поводу экранной интерпретации их отношений, о чем сообщалось перед премьерой, правильнее всего расценивать как беспокойство о репутации и вмешательстве в частную жизнь. При этом трудно не признать, что стиль изложения в пятом сезоне не очень-то похож на то, как о королевской семье рассказывали в сериале прежде. Старательное погружение в историю под соусом породистой мелодрамы вдруг превратилось в страстное исследование личной жизни главных героев.
Чарльз смахивает на ловеласа, Диана страдает и сдает прессе королевское закулисье, и даже ее величество очень обеспокоена по поводу прохладных отношений со своим супругом. Есть во всем этом что-то от турецких мелодрам, хотя зрителя подобные таблоидные страсти, скорее всего, не пугают. В конце концов герои сериала похожи на живых людей, которым можно даже сострадать.
Кстати, кастинг на главные роли, судя по отзывам, произвел на поклонников сериала яркое впечатление. По мере того как ключевые персонажи становятся взрослее, меняются и актеры, их играющие. Смена состава происходит через каждые два сезона, и в пятом вниманию публики представлены новые звезды.
Королеву играет Имельда Стонтон, та самая, что перевоплотилась в Долорес Амбридж в «Гарри Поттере». Роль принца Филиппа досталась знаменитому Джонатану Прайсу, известному по «Бразилии», «Эвите», «Пиратам Карибского моря» и другим фильмам. Принцем Чарльзом на экране стал Доминик Уэст, которого многие запомнили по фильму «Ганнибал: Возвращение». Леди Диану сыграла Элизабет Дебики, в России ее знают по сериалу «Ночной администратор».
Публика приняла новых звезд сериала весьма благодушно, хотя к актрисе на роль Дианы уже по традиции отнеслись более чем пристрастно. Бытует мнение, будто идеальная исполнительница роли народной принцессы пока не найдена, и Элизабет Дебики, скорее всего, тоже не претендует на этот титул. Сцену, в которой ее героиня дает знаменитое интервью ВВС, замечая, что в браке с Чарльзом их было трое, и это тесновато, назвали прямо-таки провальной. Актриса слишком старательно играет, пытаясь произвести впечатление, в то время как на оригинальном видео в поведении Дианы нет ничего похожего. Впрочем, чему удивляться: аристократов в принципе не очень беспокоит, что о них подумает кто бы то ни был, и, видимо, сыграть такое беззаботное и открытое выражение лица людям более скромного происхождения довольно сложно.
Одна из ключевых серий сезона посвящена визиту королевской четы в Россию. В этом эпизоде воссоздан расстрел российской царской семьи, которого в изложении сценаристов и некоторых историков можно было избежать, если бы британский король Георг V приложил некоторые усилия для того, чтобы вывезти своего двоюродного брата Николая II (в сериале его играет Алексей Дякин) и его семью из России, объятой революцией.
В России середины девяностых Елизавета и Филипп встречаются с Борисом Ельциным и его супругой Наиной (президента и первую леди сыграли Анатолий Котенев и Марина Шиманская) и воспринимают этот визит как возможность побывать на родине своих предков. Правда, первый российский президент изображен в полном соответствии с представлением о нем во многих странах. То есть в подпитии, танцующим на столе под «Калинку-малинку».
Первые отклики критиков на новый сезон «Короны» были совсем не такие лестные, как в прошлые годы. Но все рассуждения о сериале, дряхлеющем, как и монархия, вряд ли разубедят публику в том, что в новом сезоне много отличной актерской игры, что за героями по-прежнему очень интересно наблюдать, а характерный для лучших британских сериалов лоск неизменно впечатляет. Здесь есть стиль, парадоксальный юмор, наконец, беспристрастное и в чем-то ироничное отношение к собственным светлым и темным временам. То есть все то, чего у нас нет и в помине. И это — первый сезон «Короны», вышедший во времена, когда Елизавета и Филипп уже стали историей. Подобная сентиментальность рейтингам явно не вредит.