Как и по любому вопросу общественной значимости, мнения по поводу перспективы перевода театров на «фронтовые рельсы» разделились. Этого стоило ожидать, но настораживает то, что одобрение идеи включения артистов в агитбригады, работающие в зоне проведения СВО, было высказано вслух, а те, кто выступает против — просто промолчали, опасаясь возможных санкций. (И, таким образом, остались за скобками данного мини-опроса).
Кто же выступил за?
Например, актер театра, писатель, лауреат премии «Нацбест» Александр Пелевин (В телеграм-каналах его называют «Настоящим Пелевиным» во избежания путаницы с автором романа «Generation П») сказал следующее:
- Поддерживаю целиком и полностью, но, конечно, это дело должно быть добровольным. Это будет очень правильно, давно пора. В случае чего и сам готов.
Поэт, художественный руководитель Московского театра поэтов Влад Маленко заявил, что его команда занимается этим уже полгода. «Ездим по госпиталям, казармам, полигонам. О чем-то могу рассказать в деталях, о чем-то не стоит. Это работа. Правильная и нужная людям.
Опасно? Ну, жизнь в целом опасная штука. Я помню, как проехал всю Чечню во время второй войны, выходил на боевые задания, а меня чуть не убили в Москве на Пушкинской в переходе.
Наверное, Клавдии Шульженко или Райкину, выступавшим перед бойцами, тоже было не всегда комфортно. А зачем тогда ты нужен? Для девочек в ночном клубе караоке петь?, - рассказал Маленко. - Наши поездки всегда разные. Много весёлого. Мне почему-то там спится лучше, чем дома. После таких встреч хочется ещё вернуться. Люди там чище и щедрее. Когда видишь в соседней арт-бригаде 21-летнюю девочку-скрипачку в очечках, то как-то становится интереснее. И бойцам отлично «заходят» мои басни...
В свою очередь, достаточно взвешенную позицию высказал директор Театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер:
- У нас есть люди, которые сами ездили, показывали раненым бойцам в госпиталях какие-то отрывки. Собирали деньги и привозили им необходимые вещи. Это Антон Шагин, народный артист России Андрей Соколов, заслуженный артист Андрей Леонов. Но я думаю, что неправильно это заставлять делать, это по велению сердца должно быть.
- Марк Борисович, создание бригад означает, что из театра нужно забрать десять-пятнадцать человек. Как это скажется на нормальной работе?
- Тот, кто это придумывает, не понимает, что тогда нужно театр закрывать и уезжать бригадами. Мы показываем зрителям спектакли, иногда по два спектакля в день. Если бригада состоит из двух артистов, это одно. Но если это пятнадцать — совсем другое...
- В годы Великой Отечественной театры перешли на фронтовой формат деятельности. Чем отличается ситуация тогда и сейчас?
- Сейчас войны нет. Как называется это, вы помните? Спецоперация!
Коли не война, а специальная операция, то есть ряд людей, которые могут и обязаны в ней участвовать — по здоровью и еще каким-то параметрам. Но жизнь продолжается. Театры открыты! Они должны нести свою главную миссию — поддерживать людей гражданских, остающихся в Москве и в Питере, вселять в них дух любви к родине и патриотизм. Это тоже задача непростая.