На заседании комитета по культуре разгорелся спор из-за американских фильмов

Соратник Прилепина сошелся с Еленой Ямпольской

12 октября в Госдуме состоялось заседание комитета по культуре, посвященное обсуждению проекта федерального бюджета на 2023-2025 годы. Собственно, это мероприятие состояло из двух частей. Сначала в присутствии главы Минкульта Ольги Любимовой парламентарии говорили о бюджете, а затем пригласили экспертов и представителей профильных ведомств, чтобы разобрать ситуацию с импортозамещением в сфере культуры. Мероприятие, в общем-то, рабочее, и отчасти – монотонное. Спасибо, хоть соратник Захара Прилепина, депутат Дмитрий Кузнецов внес в него немного «драйва».

Соратник Прилепина сошелся с Еленой Ямпольской

Если сказать о бюджетном документе совсем кратко, то стоит привести слова председателя комитета по культуре Елены Ямпольской. Она призвала проект поддержать, цитируем, «осознавая неизбежные сокращения на фоне беспрецедентных санкций». То есть больше денег в ближайшие годы на культуру точно не дадут, но все ключевые статьи расходов профинансируют. Остальное в прениях, занявших около часа - это второстепенные детали. Например такие: включат ли в действие «Пушкинской карты» цирки? Вопрос едва ли насущный, но уважаемые господа чиновники тратят время, чтобы понять, считать ли цирковые представления частью просвещения. Потому что если да – то детям и подросткам на них разрешат ходить бесплатно. А если это чисто развлекательное дело – то нет. Хотя министр культуры Ольга Любимова надеется, что в итоге все-таки разрешат.

А в это время у циркачей большие проблемы. Их озвучил – уже на импортозаместительном заседании – Эдгард Запашный. «По тканям для костюмов, используемым в цирковой индустрии – это бифлекс и другие, у нас в стране ничего подобного не производят. Ничего из российского по световому оборудованию мы использовать не можем – начиная от ламп и заканчивая экранами», - признался всемирно известный дрессировщик.

Он откровенно раскрыл все карты – оборудование, которое уже есть – сделано в США, Канаде и Англии, и уже имеет значительный износ. И как и с чем работать через несколько лет – Запашный не знает.

«Богатыри» против «Бэтмена»

Но вернемся к детям. Удивительно, но все, что хотят давать – это знания. Яростно и эмоционально спорили по поводу поддержки кинотеатров, и Ольга Любимова упрекнула прокатчиков, что они только и делают, что просят компенсировать им убытки от отказа западных студий пускать фильмы в прокат в России. Но выделять на это дополнительные средства министр считает неэффективной мерой:

«Деньги все равно кончатся. Это вопрос системный. Мы ждем внятных предложений, чем Минкульт и кинотеатры могли бы вместе заниматься».

Чем же, по мнению Любимовой, должен стать кинотеатр? Оказывается, образовательным центром, куда можно привести ребенка на 4 часа, чтобы там ему прочитали лекцию и как-то еще просветили, а заодно показали «фильм из золотой коллекции». То есть ребенок, рвущийся в кино, чтобы увидеть очередную часть «Человека-паука» и съесть ведерко попкорна – попадет в итоге или на «лекцию со слайдами», как в старом советском анекдоте. И тогда он будет считать и школу, и кинотеатр — местом, где ему что-то насильно впихивают в голову. И полностью уйдет в мир, который ему открывает смартфон или ноутбук.

Но самое страшное то, что альтернативой этому является банальное воровство продукции зарубежных киноделов.

Дмитрий Кузнецов, депутат, соратник писателя и партийного лидера Захара Прилепина, заявил, что нужно срочно разрабатывать план спасения отечественных киносетей. И заверил, что представители этой отрасли за редким исключением (прозвучали фамилии владельцев, боящихся персональных санкций) выступают за возможность пользоваться иностранным контентом без лицензии.

Это предложение так возмутило Ямпольскую, что она посчитала нужным объявить всем присутствующим, что эта идея – личное мнение Дмитрия Владимировича:

«Как можно рассказывать о гнилом голливудском кино, а другой рукой предлагать его воровать», - буквально «взорвалась» Ямпольская.

«Ваш северокорейский вариант можно тоже обсуждать», - не остался в долгу Кузнецов. И подчеркнул, что предлагает своей стране не путь КНДР, а путь Китайской Народной Республики. (Тоже живущей под санкциями, но где киноленты типа «Бэтмен против Супермена» или «Лига справедливости» собирают в прокате по 100 млн долларов).

Между двумя крайностями (превратить кинотеатр в советский клуб или крутить там «пиратские копии») есть третий путь. И о нем упомянула Любимова – это делать так, чтобы в кино ходили втроем, то есть снимать больше картин уровня «Движения вверх» и «Последнего богатыря». Мысль здравая, но «Богатыри» - при всей их популярности и замечательности – это не сериалы от Netfliх, «околдовавшие» 90% юных россиян. На деле заместить продукты и смыслы не так просто.

В стране Прокофьева «разучились» изготавливать рояли

В плане импортозамещения достижения есть однозначно. Так, в стране хватило мощностей, чтобы обеспечить потребности тех же детских музыкальных школ, где недавно показатель износа по инструментам достигал 70%. Такие данные привел в своем выступлении директор департамента развития промышленности социально-значимых товаров Дмитрий Колобов.

«Нам удалось возродить ранее утраченное в России производство пианино и роялей, духовых инструментов, расширить линейку выпускаемых ударных инструментов», - засвидетельствовал Колобов.

То, что заместить никак нельзя – поставляют из дружественных стран или в рамках «параллельного импорта». Представитель Минпромторга уверен – открывать заводы, чтобы «из принципа» не покупать за рубежом специализированное оборудование, глупо:

«У всего должна быть экономическая целесообразность. Развернуть производство одной-двух позиций мы можем, но столкнемся с банкротством предприятия с течением времени.

Чего же не хватает? Как уже упоминалось выше, «гаджетов», дающих свет, климатической, звуковоспроизводящей техники, техники для сцены, систем кондиционирования, программного обеспечения. Далеко не всегда это именно высокотехнологичные вещи. И здесь стоит процитировать гендиректора Большого театра Владимира Урина:

- Мы понимаем необходимость импортозамещения, но на переходный период мы должны товары получать из-за рубежа. У меня к Минпромторгу есть громадная просьба – была нормальная система, когда мы просили разрешить приобретение таких товаров на год. Сейчас мы погружены в процедуру по каждой позиции. На женскую балетную обувь мы отправили запрос, но вместо разрешения через месяц получили отказ через три месяца». При этом – цитируем Урина – у «нас не изготавливают качественную балетную обувь».

Как так получается, что рояли или микрофоны, по качеству не хуже, чем «Сенхайзер» и «Шур», мы делаем, а нормальные чешки – нет, разобраться сложно. Может быть, просто отсутствует «обратная связь» между производителями и конечными потребителем, то есть театрами.

А если это так – подобные встречи и заседания нужны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28889 от 13 октября 2022

Заголовок в газете: Надо ли воровать у Голливуда?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру