«Сказка» — независимый проект, снятый в копродукции с Бельгией. Фильм основан на архивных материалах, часто неизвестных. В Токио ее включили в программу гала-премьер, в Бусане — в Icon, где представлены иконы мирового кинематографа, постоянные участники Канн и Венеции, — Клер Дени, Джафар Панахи, Дэвид Кронненберг, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Брийанте Мендоса, Лав Диас, Ежи Сколимовский, Пак Чхан-ук.
От участия в Каннском фестивале Сокуров отказался, будучи уверен в том, что его сложный фильм там не поймут. К тому же туда не взяли снятую в Чеченской Республике картину его ученицы Малики Мусаевой «Птица ищет клетку», которую он высоко оценивает. Сокуров едва ли не единственный наш режиссер, на которого не распространяется так называемая политика отмены российской культуры. Ему были рады в швейцарском Локарно, ждали в Азии. В Бусан он не приедет, а вот посетит ли Японию, с которой его связывает несколько совместных кинопроектов, пока неизвестно.
Как сказал «МК» отборщик Бусанского фестиваля, в Южной Корее нет никакого бойкота, а отсутствие других российских картин объясняется тем, что ничего подходящего не нашли. Будет еще показан документальный фильм «Как спасти моего мертвого друга» ученицы Марины Разбежкиной Маруси Сыроечковской, в производстве которого принимали участие Швеция, Норвегия, Франция и Германия. Он тоже основан на хронике, которая велась более десяти лет и рассказывает о наркозависимом друге режиссера, с которым Маруся была знакома с 16 лет. Друга не стало в 2016 году. Причина ранней смерти — наркотики и депрессия.
Южнокорейский режиссер Пак Чхан-ук, вошедший в «иконостас» Бусанского фестиваля и давно его занявший в Каннах, представлен картиной «Решение уйти». Она закрывала недавний Московский кинофестиваль и теперь будет показана на родине. Пак Чхан-ук известен своим «Олдбоем», отмеченным Гран-при Каннского фестиваля. Шесть лет он ничего не снимал и теперь снял фильм, формально триллер, но назвать его так — это ничего не сказать. Главный герой (его сыграл великолепный Пак Хэ-иль) расследует инцидент в горах, где погиб служащий миграционной службы. Его молодая жена, китаянка — ее дед был генералом корейской освободительной армии (в Южной Корее все, что с этим связано, незаживающая рана, в Бусане есть небольшой музей истории корейской войны, а в программе фестиваля покажут фильм о тех трагических событиях), — ведет себя странно. Смерть мужа ее не печалит. Тан Вэй, которую мы знаем по картине «Вожделение» Энга Ли, где на нее и обратил внимание Пак Чхан-ук и пригласил в свой фильм, необыкновенно хороша. И нет ничего удивительного в том, что следователь начинает испытывать к подозреваемой влечение. Казалось бы, какая-то избитая история, но как она небанально придумана. Загадка главной героини до конца так и не будет раскрыта. Ангел она или демон? Чхан-ук умеет создавать нетривиальные женские образы. У него была картина под названием «Сочувствие госпоже Месть», которое можно перефразировать, используя слово «смерть», и это название подойдет «Решению уйти».
Корея — невероятно кинематографичная страна. На экране ее пейзажи впечатляют иногда даже больше, чем наяву. Как и в фильме Сокурова, хотя формально ничего общего у этих картин нет, здесь исследуются природа человека и то, как далеко он может зайти и перевернуть мир других. Не важно, это сильные мира сего или простые люди. Их объединяет вечный вопрос «Кто виноват?»