БГ выпускает альбомы как под своим именем, так и под маркой «Аквариум», и четкая разница между сольными и коллективными релизами, скорее всего, понятна лишь ему одному. Впрочем, по крайней мере одно отличие альбомов Гребенщикова от альбомов «Аквариума» можно определить довольно быстро. Подборка песен «Аквариума» напоминает пещеру Аладдина с точки зрения изобилия, и «Дом Всех Святых» не исключение.
Работа над новыми треками шла больше года, в записи уже по традиции участвовали музыканты из самых разных стран, и в итоге получились песни, в которых никто себя особенно не сдерживает ни в эмоциях, ни в музыке. В последнее время некоторые СМИ любят рассматривать БГ как рок-гуру в бегах. Наверное, в таком отношении есть раздолье для заголовков, однако правда, как это обычно бывает, чуть скромнее, если не скучнее.
Абсолютно все, кто немного в курсе дел лидера «Аквариума», хорошо знают, что БГ переехал в Лондон в 2020 году и перемещение свое связывает с куда более удобной организацией звукозаписывающего процесса в том виде, как он его себе представляет. Космополитизм всегда помогал в создании неординарной музыки, но сейчас широкий взгляд на мир многих почему-то раздражает. Но это вряд ли можно считать проблемой БГ.
Свои проблемы, во всяком случае те, что относятся к творческим, Гребенщиков решает весьма успешно. Трилогия из альбомов «Соль» (2014), «Время N» (2018) и «Власть Огня» (2020) стала не только сильным высказыванием поэта и гражданина, но и захватывающим музыкальным путешествием. «Дом Всех Святых» в чем-то вырастает из некоторых песен трилогии, хотя и опирается на классический «Русский Альбом», где участники «Аквариума» сформулировали свой взгляд на фолк.
В 2022 году в песнях неравнодушных авторов часто видятся памфлеты на острую повестку. Однако на «Доме Всех Святых» постфевральской, по крайней мере по времени написания, можно считать лишь «Ворожбу». Но в этом треке звук иногда страшнее слов. Она начинается как привычная для «Аквариума» акустика, но потом срывается в брейк-бит и превращается в подобие саундтрека для фильма ужасов. И если у мглы есть звук, то британский продюсер Лео Эбрамс, который записывал для БГ «Время N» и «Знак Огня», сумел его создать.
Среди пятнадцати новых треков на альбоме немало и других открытий. Двенадцатиминутный трек «Махамайя», наверное, можно назвать настоящей медитацией, вдохновленной фолком самых разных территорий, но при этом удивительно русским по духу. Титульный трек «Дом Всех Святых» вызывает желание еще раз констатировать отличную форму БГ как поэта. «Вино из Песка» во многом напоминает вальс в музыкальной трактовке «Аквариума». Но гостевой вокал грузинской группы «Мгзавреби» выводит классический прием легенд русского рока на другой уровень.
По части разных гостей «Дом Всех Святых» — альбом щедрый до невероятности. Гребенщиков привлек к работе британских скрипачей Элайза Карти и Дункана Чизхолма, а также духовую секцию Kickhorns, ямайских регги-продюсеров Sly & Robbie, разбросанных по миру индийских музыкантов, которых удалось собрать в оркестр, настоящего эксперта по терменвоксу Лидию Кавину и многих других, не забыв, конечно, об участниках «Аквариума».
БГ, как и его коллеги, сумевшие вложить в музыку для большого количества людей настоящую поэзию, обладают способностью придумывать строчки, которые наполняются разным смыслом в зависимости от времени и ситуации. В «Доме Всех Святых» можно расслышать сюжеты, будто вдохновленные новостями (правда, сами новости в трактовке БГ — это «выгребная яма»), но главная ценность этого альбома скорее в гуманизме и стремлении идти вперед даже вопреки обстоятельствам. «А солнечный свет не зависит от погон управдома», — сообщает Гребенщиков в треке «Не Выходи за Дверь», и есть подозрение, что именно это он и пытается внушить публике на протяжении пятидесяти лет.