Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет — тому глаз вон, и мы бы не вспомнили о недавнем конфликте худрука и народной артистки, если бы как раз 12 сентября у Татьяны Васильевны не был день рождения.
Но что поделать — пути двух деятелей искусства разошлись, Бояков успешно нашел спонсоров и хочет реализовывать в новых стенах мхатовскую репертуарную политику времен своего пребывания там. Вот и в буклетах мы видим анонс будущих премьер: среди них спектакль «Лавр» по роману Водолазкина, шедший ранее на Тверском бульваре. Теперь у него — «поиск нового на территории традиции», интеграция в театральное пространство «русского культурного кода, патриотизма и связи с историей». И это Бояков и его единомышленники собираются делать не за государственные, а за частные деньги. И если зрители на эти спектакли пойдут, посчитав среднюю стоимость билета в 5 тысяч рублей за удачную инвестицию в приобщение к культуре, — никто их не имеет права осуждать.
Просто Эдуарду Владиславовичу не нужно больше стараться отмотать назад прошлые неудачи, рассуждая о неких враждебных силах, которым «невыгодно было», чтобы «МХАТ врывался как метеор или снаряд в тихую и спокойную картинку». О врагах стоит сказать отдельно — вы не поверите, но в наглядной агитации «Нового театра» о них есть специальных раздел, где врагами названы «представители разновекторных тусовок, отменяющие традицию или монополизирующие право на любовь к Родине».
А еще Боякову не стоит подчеркивать собирание бывших мхатовских попечителей или актеров, вот пример — взятый в театр Валентин Клементьев, которого в заголовках газет называют «предателем Дорониной». Утраченное так не возвращают.
Бояков получил все ресурсы и инструменты, чтобы доказать, что его не поняли, не дали развернуться. У него теперь есть почти дворец в центре Москвы, свеженабранная труппа, возможность подготовки новых кадров в своих же театральных учебных заведениях. Может, хватит мучительно реваншировать и заявлять, что «МХАТ в позапрошлом году фактически был разгромлен».
Делать этого не стоит, потому что публика злопамятна, а журналисты встречаются зубастые. Они после парадной части мероприятия атаковали Боякова неудобными вопросами. Мол, как могли не знать, что уже существует «Новый театр» Вячеслава Долгачева, почему «позаимствовали» название?
И вроде бы ответ прозвучал, но как-то неубедительно: «Тот театр называется не так, как наш. Это Новый драматический театр. Одного слова достаточно». Как говорится, я не я, и лошадь не моя. Уклонился Бояков и от комментирования возможного участия в спектаклях «Нового театра» Ольги Бузовой. «Не буду отвечать» — это совсем не то, что мы хотели услышать.
А финал действа, призванного стать рекламой нового храма Мельпомены, получился вообще расстрельным. Боякова поздравили с днем рождения Дорониной и поинтересовались, будет ли он делиться с ней своими планами. Понятно, что это был уже троллинг. Вполне заслуженный.