Сергей Лозница представил на Венецианском кинофестивале фильм «Киевский процесс»

Его картина основана на архивной хронике о казни гитлеровцев в 1946 году в столице Украины

Во внеконкурсной программе 79-го Венецианского кинофестиваля, проходящего в эти дни на острове Лидо, состоялась премьера монтажного фильма Сергея Лозницы «Киевский процесс» о трибунале Киевского военного округа 1946 года, проходившем в Доме Красной Армии. Его называют киевским Нюрнбергом.

Его картина основана на архивной хронике о казни гитлеровцев в 1946 году в столице Украины
Кадр из фильма "Киевский процесс". Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

В 2016 году, когда исполнилось 70 лет со дня процесса, было обнародовано много материалов, связанных с теми событиями. Сергей Лозница начал работу над своим фильмом в 2021 году, в январе он был готов. Теперь точные даты имеют особое значение, и Лозница их акцентирует, чтобы ни у кого не возникало мыслей о конъюнктуре. В любом случае чутье у него, как у настоящего документалиста, безоговорочное. Он умеет вовремя выстрелить и извлечь на свет то, что многие вроде бы знают.

В последние годы, пока идет подготовка к его большому игровому проекту «Бабий Яр», Лозница выпускает по два монтажных фильма в год, основанных на советской хронике. Каждый из них поочередно попадает то на Каннский, то на Венецианский фестиваль. Вот и теперь на Лидо прошла премьера «Киевского процесса» в главном фестивальном дворце Зала Гранде, и это как временная остановка в гонке игровых картин.

«Киевский процесс» основан на хронике Российского архива кинофотодокументов в Красногорске, в частности, на полуторачасовом фильме, запечатлевшем судьбоносный суд, снятый несколькими операторами, имена которых иной раз теряются в истории, а также на материалах Центрального государственного кинофотоархива Украины. Как было уже не раз с картинами Лозницы, знатоки моментально узнавали хорошо им знакомую хронику, которая использована без радикального внедрения.

В фильме Лозницы мы видим на скамье подсудимых немецких офицеров, отдававших приказы о расстреле советских людей. Они по очереди подходят к микрофону. Меняются переводчики и караульные с бесхитростными, простыми лицами. Один за другим на трибуну выходят нацисты, дают показания, признаются или не признаются в собственной причастности к убийству сотен и тысяч людей, говорят, как грабили, насиловали, жгли в Ровно, Львове, Первомайске, Коростене и других городах советской Украины. Очевидцы вспоминают операцию по уничтожению во Львове трех тысяч детей, расстрел в Мелитополе, о том, как бросали во рвы живых детей, как угоняли людей в Германию. Свидетельские показания дает священник. Он рассказывает, как разграбили церковь. Тамара Дуракова вспоминает, как ее секли плетьми. Другая свидетельница рассказывает, как чудом выжила во время массового расстрела, а потом выбиралась из оврага. Под смех большого зала, заполненного советскими людьми, вспоминают немецкого коменданта, явившегося на свадьбу голым и с пистолетом в руках.

Кадр из фильма "Киевский процесс". Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

Один из немцев благодарит НКВД за чуткое к себе отношение. Другой в последнем слове обращается к советским людям с просьбой помочь победить фашизм: «Русский народ, я прошу тебя, помоги мне в этом». С трибуны звучит клятва сделать все, чтобы избежать повторения истории. Выносится приговор — казнь через повешение, хотя Уголовный кодекс того времени предусматривал только расстрел. Но тут особая ситуация. В зале гремят аплодисменты. Надо видеть лица немцев в этот момент.

В финале показана публичная казнь 12 нацистов 29 января 1946 года на центральной площади Киева, не раз менявшей названия (теперь это майдан Незалежности). Собралось посмотреть на смерть гитлеровцев около 200 тысяч советских людей. Улицы заполонены народом, на машинах к месту казни везут приговоренных к смерти. Автомобили подъезжают к эшафоту и быстро отъезжают. Приговор приведен в исполнение. Люди ликуют. Тела повешенных содрогаются в конвульсиях. Людское море колышется, страшно смотреть на скопление людей, напоминающее Ходынку.

Сталин в фильме не упоминается. Мы видим только его портрет. Но по его распоряжению появился указ от 19 апреля 1943 года, подписанный Калининым, согласно которому немецко-фашистским захватчикам, виновным в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, а также изменникам родины полагалась публичная казнь через повешение на глазах у народа, чтобы люди могли совершить акт возмездия и отвлечься от нужд разрушенной после войны страны.

Сергей Лозница всегда считал себя украинским режиссером. В Киеве он учился и долго жил, хотя родился в Белоруссии и несколько лет провел в Ленинграде, снимал там кино. В последние годы живет и работает в Берлине. После февральских событий Украинская киноакадемия лишила его членства в своих рядах, потребовала от мирового киносообщества не считать его более украинским кинематографистом. Связано это с тем, что Лозница призвал не впадать в безумие, не судить о людях по паспорту, а только по поступкам. И это притом, что он в своих фильмах отнюдь не лоялен к российской политике. К слову, об отмене российской культуры. В Венеции состоялась премьера фильма «Пара» о переписке Льва Толстого с женой Софьей Андреевной, снятого 92-летним американским режиссером Фредериком Вайсманом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28861 от 5 сентября 2022

Заголовок в газете: Рассказ о 12 повешенных

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру