Мастер там, спектакли здесь — как так? Непорядок! И теперь спектакли одного из самых интересных режиссеров нашего времени как ветром сдуло из репертуара сразу нескольких столичных театров — «Мастерской Петра Фоменко», имени А.С.Пушкина, Школы современной пьесы, Школы драматического искусства и театральной кампании Леонида Робермана. Что происходит в театральном королевстве Москвы? Политическая прозорливость или близорукость принимавших такое решение? А Крымов — только начало? Ответы на эти вопросы попытался найти театральный обозреватель «МК».
Эта история, которую запомнят как Крымовскую кампанию (не путать с Крымской), надо сказать, совершенно загадочная. Как мне удалось выяснить, приказов или каких-то других бумажных носителей на сей счет худруки или директора вышеупомянутых театров не получали. Только устное распоряжение, поступившее из Департамента культуры, но, очевидно, такого свойства, которое сильнее любого письменного документа — не обсуждать, приостановить. Пока. А на сколько? Видимо, до особого распоряжения, если оно последует.
А все билеты давно проданы, их вообще не достать, и руководителям театров ничего не остается, как подсчитывать убытки. Ведь крымовские спектакли, чего скрывать, кормильцы: «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция», «Костик», «Все тут» и два спектакля по Островскому в ШДИ, «Двое» — хиты продаж. Директора в шоке: экономика — важный пункт театра — захромала уже в начале сезона. Но ведь Департамент культуры строго спрашивает с театров выполнение «дорожной кварты» — продажи, зарплаты и пр. А тут, выходит, сам же прокручивает дыру в их кармане. Но театр, как искусство и культура, — это не только и не столько про деньги.
Зададимся вопросом — что случится с уходом с театрального поля спектаклей Крымова? Для одних — ничего: этим хлеба да туповатых развлечений подавай. Как объяснить, что работы сына Анатолия Эфроса — это… всегда новая и неожиданная нота, краска, мысль, без которой общая картина нашего театра многое теряет. Лишая их Москву, наказывают не столько художника, сколько саму Москву, ее театры, артистов. А может быть, и Анатолия Эфроса с Натальей Крымовой, памяти которых их сын посвятил спектакль «Все тут». А Эфрос, напомню энтузиастам культурных запретов, после своей смерти давно и заслуженно помещен на знамя русского психологического театра. Как с этим быть? Папу тоже запретить, раз пошла такая «пьянка».
Но удивительное рядом: в театрах федерального подчинения, то есть Министерства культуры, спектакли Крымова никто не трогает. Один из них — «Серёжа» в МХТ им. Чехова — даже готовится отправиться на гастроли. В Театре Наций спектакль «Му-Му» вроде пока в афише. Где логика? Неужто запрет на Крымова устроен по территориальному признаку? В Москве московским нельзя, а федеральным пожалуйста? А в других городах, подальше от столицы, тоже еще можно немного поиграть? Может, уже вообще повсеместно приостановить, чтобы руководителям театров и населению, билеты в них приобретающему, понятно было, что к чему и ради чего?
А иначе со стороны начавшаяся кампания по приостановке спектаклей одного режиссера выглядит как подстава худруков и директоров прежде всего столичных театров: они — форменные слабаки, не отстоявшие свои спектакли по сравнению с принципиальными федералами, которые грудью встали на защиту интересов Крымова и своих коллективов? Разумеется, это не так. «Мы подчиняемся, чтобы сохранить театры, артистов, — примерно так звучит общее мнение худруков, потерявших спектакли опального художника. — Все разговоры о том, что мы не отстояли, беспочвенны, но в глазах людей получается, что мы добровольно теряем свои спектакли».
Понятно, что время сегодня сложное: ошибки и напрасные жертвы — закон времени. Но чтобы не навредить своей стране, хорошо бы действовать разумно, спокойно принимать решения, а не устраивать бессмысленную лихорадку, последствия которой — художественные и экономические — будут необратимы.
Москва действительно театральное королевство, козырная карта города и страны, которую не побьет ни одна столица мира ни по количеству театров, ни по их разнообразному предложению. Так, во всяком случае, было до недавнего времени. Но, похоже, депутатские запросы, опирающиеся на письма трудящихся, хотят лишить нас этой драгоценной карты. Что она была — потом уже не поверят.
P.S. Кстати, а никто не знает, почему первым выбран именно Дмитрий Крымов и по каким критериям: отъехавший? Что-то не то сказавший? Для справки: Дмитрий Анатольевич Крымов поехал в США на постановку «Вишневого сада» по А.П.Чехову согласно всем договоренностям еще до начала СВО и тотального запрета в США и на Западе всего русского, но потом принял решение там остаться.