Накануне прощания с Горбачевым в Венеции показали позднесоветское кино

На старейшем кинофестивале, основанном Муссолини, вспомнили Гитлера и идолов разных эпох

79-й Венецианский кинофестиваль, открывшийся экранизацией романа «Белый шум» Дона Делиро, отмечает в этом году 90- летие. Основан он в 1932 году по решению Муссолини, но в силу разных исторических обстоятельств проводился не каждый год. Отсюда и несовпадение цифр.

На старейшем кинофестивале, основанном Муссолини, вспомнили Гитлера и  идолов разных эпох
Кадр из фильма "Братан"

К роману «Белый шум», написанному в 1985 году,  американский режиссер Ноа Баумбах подступался на протяжении нескольких лет. На главную роль он пригласил Адама Драйвера, сыгравшего ведущего специалиста по Гитлеру Джека Глэдни. Актеру, неожиданно ставшему флагманом своего поколения, ради такого предложения пришлось набрать дополнительный вес. С исследователем фигуры фюрера пытается соперничать  его коллега, увлеченный творчеством Элвиса Пресли, еще одного идола эпохи. Авторов фильма заинтересовала природа массового гипноза, периодически охватывающего миллионы людей, готовых слепо следовать за своими кумирами. 

На фестивале показали пятичасовой сериал «Королевство» Ларса фон Триера, но без присутствия самого режиссера. У него всегда была аэрофобия, из-за которой он редко летал. Теперь к ней добавилась болезнь Паркинсона, о которой Триер открыто рассказал журналистам в зуме. Он всегда был мрачно настроен, а новая напасть  усугубила его тревожное настроение. Триера ужасает ситуация в мире и то, что нынешние поколения ничего хорошего потомству не оставит. Он вспоминал  двух своих внуков,  судьбой которых озабочен, поскольку мир летит в  пропасть. Помимо сложной политической ситуации нерешенной остается и глобальная проблема климата. Вполне вероятно, что третьим сезоном «Королевства» Триер попрощается с кинематографом.  Работу над ним он начал больше 25лет назад, на заре своей кинокарьеры. Уже нет в живых некоторых его актеров, которых пришлось заменить новыми, но знаковые для Триера фигуры - Уиллем Дефо в образе Сатаны и Удо Кир – остались . 

В Венецию каждый день прибывает десант звезд. Посетила остров Лидо и Хиллари Клинтон, о которой снят фильм. В первые дни фестиваля его украсила своим визитом Катрин Денев, получившая почетного «Золотого Льва» за блистательную кинокарьеру. Изабель Юппер представляла фильм «Синдикалист» Жан-Поля Саломе в программе «Горизонты», где ее героиня, имеющая высокий социальный статус, постоянно подвергается то ли мнимым, то ли реальным атакам. Она словно притягивает все мыслимые и немыслимые  напасти – возгорание, падение,  перелом руки… Даже нож каким-то образом окажется в ее вагине, и вся Франция будет обсуждать этот невероятный инцидент. Но после «Пианистки» Михаэля Ханеке Юппер сложно чем-то смутить. К сожалении, ее пребывание на экране свидетельствуют об одном -  важнее всего становится погоня за молодостью и красотой. Рядом с другими актерами, которые моложе Юппер, она выглядит непозволительно  юной, тем только усугубляя обреченные на провал попытки остаться вечно молодой. 

Наибольший ажиотаж вызвало появление на премьере фильма «Целиком и полностью» Луки Гуаданиньо Тимоти Шаломе, сыгравшего каннибала. Какой Брэд Питт, когда есть  новый идол, изрядно потеснивший старших товарищей. Можно только гадать, почему именно нежно-юный Шаломе производит такое гипнотическое впечатление на зрителей, ревевших  от счастья вл время его прохода по звездной дорожке в шелковом красном комбинезоне с открытой до основания спиной.  

За день до прощания с Михаилом Горбачевым в программе «Венецианская классика» показали фильм «Братан», снятый на излете СССР студентом ВГИКа Бахтиёром Худойназаровым. Зрителям хорошо его знают по фильмам «Лунный папа», «Кош ба кош», «Шик», «В ожидании моря». В 2015 году он скончался в Берлине в 49-летнем возрасте после продолжительной болезни. Немецкий режиссер Вейт Хельмер, известный по фильмам «Тувалу» и «Байконур», дружил с Бахтиёром Худойназаровым на протяжении 15 лет и теперь  отреставрировал картину, которую представят не только в Венеции, но и по всему миру, поскольку  права на ее показ приобрела компания Wild Bunch. 

С Италией у Бехтиёра связана вся карьера. Его «Братан» получил гран-при на Туринском кинофестивале в ту пору, когда им руководил нынешний директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера. А его последний полнометражный фильм «В ожидании моря» участвовал в Римском кинофестивале. Теперь Бахтиёр словно бы вернулся в Италию после смерти. На показе «Братана» присутствовали  – киновед, программный директор «Кинотавра» и в момент создания фильма жена  Худойназарова Ситора Алиева и многое сделавшая для продвижения российского кино в Италии и мире, работавшая отборщицей Венецианского и Каннского кинофестивалей Алена Шумакова. Она же сделала прекрасные субтитры к «Братану».  

Главный герой - семилетний мальчик Азамат -  любит поесть, поэтому его зовут Пончик. Кажется, что этот трогательный ребенок, которого сыграл юный Тимур Турсунов, похож на юного Бахтиёра. Но его образ списан с рано ушедшего из жизни брата режиссера. Пончик ест даже землю, и старший брат Фарух не может его никак отучить от этого. Живут мальчики без родителей с бабушкой. Мамы уже нет, а отец  работает в городе врачом и не особенно интересуется детьми. Картина великолепно смотрится, а современные иностранные зрители в массе своей уже и не помнят, что такое СССР, удивляются роскошным таджикским горным пейзажам, среди которых  мчится странный поезд  из трех вагонов и цистерны, а управляет им  машинист Наби в тюбетейке. Столько грусти и скупой радости в этой великолепной картине,  ее уходящей натуре. Удивительно, как такую зрелую работу сделал студент. Это была его дипломная работа Худойназарова во ВГИКе. 

Рустам Ахадов работал на «Братане» звукорежиссером. Звуковая партитура там изумительная, как и музыка, написанная Ахмадом Бакаевым.  

Вот что рассказал «МК» Рустам Ахадов, едва ли не единственный представитель этой картины - кто-то умер, а кто-то покинул Таджикистан в тяжелые времена и растворился на просторах мира. :

- Это был 1989-1990- е годы. На съемках я практически  не был, поскольку работал  на большом документальном проекте и подключился только  к концу на постпродакшене.  Хотя на съемки изредка выезжал, потому что там работали мои друзья. Как без них? Это же был дебют Бахтика, поэтому все было сложно. Картина снималась долго, поскольку она сложная и  связана с поездом. Бахтиёр с оператором Георгием Дзолаевым долго решали,  как снимать.  Это была трудоемкая работа. Бахтиёр тогда только пришел на «Таджикфильм». Это был его диплом. Он им защищался во ВГИКе.  Деньги на него пробили у Гостелерадио.  Бахтик  много там экспериментировал. Кадр с летучей мышью он снимал, бог знает сколько, а  потом столько же его монтировали. 

Давно шла речь о том, как этот фильм надо привести в порядок, почистить. Его хотели еще до пандемии на Берлинском кинофестивале показать, где-то на четвертый-пятый год после его смерти. Я даже пытался узнавать для этого кое-какие вещи в Госфильмофонде. Но так как это телевизионная картина, то ничего не сохранилось. Она же сделана по заказу Гостелерадио. Тогда пришли три вгиковца – Бахтиёр Худойназаров, Фархат Абдуллаев, Мумин Шакиров – все из мастерской Игоря Таланкина. Нужно было их чем-то занять. Старшие товарищи бегали, смогли деньги пробить на телевидении. Так Бахтик снял диплом. Потом я был у него на защите. Мы возили копию, подарили ее ВГИКу. Это же монокартина. Интересно, как она сейчас звучит.  Столько там всего было  придумано по звуку. Мы можно сказать, с Бахтиёром ночевали на «Мосфильме», пока  им занимались.   

Однокурсник Бахтиёра Худойназарова по ВГИКу Михаил Косырев-Нестеров поделился с «МК» своими воспоминаниями.

- У меня был прекрасный сокурсник и друг Бахтик Худойназаров. Мы вместе учились у Таланкина в последней его мастерской. Я снимал короткометражку  с Маргаритой Тереховой, и Бахтик делал диплом. У  нас были огромные проблемы с пленкой. Нам выделили некондицию с  фабрики «Шостка». И ему, и мне достался брак. В итоге он не смог снять фильм, пытался фрагментами защититься. Мы снимаем-снимаем, и все идет в корзину.  К нам на съемки приехала  московская журналистка, и Терехова рассказала ей про этот ужас. Вышла статья. У нас не было никакой видеотехники, чтобы снимать, поэтому все из ошметков делалось. Бахтик уехал в Таджикистан и снял там прекрасный фильм «Братан», который я обожаю. Знаю, что фильм покажут в Венеции. Бахтиёра нет, а радость за него огромная. Я счастлив». 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру