Кинематографистов упрекнули за участие в фестивале Михалкова

ММКФ: закулисье Большого, раздвоение личности, безумная любовь к кино

2 сентября 44-й Московский международный кинофестиваль подведет итоги. Победителей основного конкурса определит жюри во главе с Евгением Мироновым. Сергей Урсуляк и его команда скажут, кто, с их точки зрения, лучший в новой программе «Русские премьеры».

ММКФ: закулисье Большого, раздвоение личности, безумная любовь к кино

Из-за отсутствия «Кинотавра» скопилось много российских картин, которые ждали своего выхода. К тому же российскому кино дорога на крупные международные фестивали закрыта, и это усугубило ситуацию. Эта лавина должна была найти выход. Потому и возникла новая программа в рамках ММКФ «Русские премьеры», участников которой, как и вообще всех участников ММКФ, подвергают критике коллеги, уверенные в том, что аморально иметь хоть какое-то отношение к фестивалю, которым руководит Никита Михалков.

Одна из картин «Русских премьер» — «Похожий человек» Семена Серзина — история про человека, которого нет. Саша Иванов был самым обычным парнем, ничто не предвещало его добровольного ухода из жизни, но он отправился в другое измерение из окна многоэтажки. Есть и другой герой — детектив, расследующий дело, который допрашивает сослуживцев Саши Иванова, его соседей, бывшую девушку. Выясняется, что у каждого из них свое представление о погибшем. Он по-разному отпечатался в сознании людей. 

Семен Серзин намеренно выбрал черно-белое изображение. Оно как кадры из хроники. Специально нашли камеру, позволяющую снимать только черно-белое кино, чтобы не возникло желания перейти на цвет. Как выяснилось по ходу общения со съемочной группой, это кино о смерти сняли «за три рубля».

В самом начале картины в сводке новостей прозвучит, что в Петербурге открыли памятник любимой собаке Довлатова Глаше. Оказалось, что у картины был альтернативный финал, где главный герой встречается с писателем, ставшим олицетворением русского абсурда, но от него отказались. Главную роль сыграл сам Семен Серзин, поскольку по ходу работы стало понятно, как сложно найти артиста, да еще ему объяснить то, что от него требуется. Семен апеллировал к своим любимым режиссерам и фильмам — Илье Авербаху, «Холодной войне» Павла Павликовского: «Когда думал про героя, то вспоминал про героя из «Сталкера», — говорит он. — Весь фильм мы сняли в Петербурге, где я 12 лет живу, делая вид, что живу в Москве. Снять за 10 дней полнометражный фильм очень трудно. Мой герой пытается разобраться с самим собой». Как и в предыдущей дебютной картине Серзина «Человек из Подольска», в основе сценария — пьеса Дмитрия Данилова, которую Семен уже поставил во Пскове. Серзин — театральный режиссер и актер, ученик легендарного питерского педагога Вениамина Фильштинского, руководит «Невидимым театром». Он сыграл главную роль у Кирилла Серебренникова в фильме «Петровы в гриппе».

В основном конкурсе участвует самая легкая и беспечная на первый взгляд картина «Путешествия Масторны» китайского режиссера и сценариста Чань Мин Чжи Ляо, целиком построенная на киноассоциациях. В Москву авторы фильма не приехали, выходили на связь с журналистами в Зуме. За спиной режиссера висел плакат фильма Годара «На последнем дыхании», а рядом — копия «Золотой пальмовой ветви». Его картина посвящена великому мировому кинематографу, в частности Тарковскому. В ней упоминаются Трюффо, Годар, Орсон Уэллс, а в названии — так и не снятый фильм Феллини. «То, о чем говорит мой герой, это говорю я. Я думаю, как он, люблю Тарковского за философский и авангардный дух, мастерство монтажа, гуманистическое начало. Мы — дети кино», — говорит Чань Мин Чжи Ляо. Он сам сыграл начинающего режиссера, который бродит по старым кварталам Шанхая вместе со случайной знакомой, студенткой, приехавшей из Пекина снимать дипломный проект.

Старый Шанхай исчезает, но, по словам авторов фильма, для широких кругов населения это не представляет насущной проблемы. Так что фильм не такой уж воздушный, а важный, по мнению режиссера, для поднятия этого вопроса. 40 дней актеры гуляли по Шанхаю, но только кажется, что это сплошная импровизация. Все снималось строго по сценарию. Артхаусное кино в Китае, как и в большинстве стран мира, переживает большие сложности в прокате, не востребовано широкой публикой, нацеленной на боевики. Авторы фильма оказались настоящими интеллектуалами, китайской элитой. Их образованность произвела большое впечатление.

Кадр из фильма «Кэт» предоставлен пресс-службой ММКФ

Борис Акопов представил в «Русских премьерах» второй после дебютного «Быка» фильм «Кэт» и словно опять вернул нас в лихие 90-е. Главная героиня ассоциируется с интердевочкой Елены Яковлевой в одноименном фильме Петра Тодоровского. Ее наследница по прямой проходит через все круги общества, закулисье Большого театра, и перед нами возникает срез современной жизни — меценаты, депутаты, менты, проститутки, сутенеры.

У Бориса Акопова балетное прошлое, и эта не прошло даром. «14 лет я отдал балетной профессии, — говорит он. — Меня помотало по разным театрам. Я ходил на работу в Кремль, начинал в кремлевском балете. Своих персонажей из балетного мира я не то что сделал намеренно гротескными, как некоторые считают, а наоборот, слегка приукрасил. Интерес к криминальной теме обусловлен моими интересами в кино — люблю картины, где жизнь и смерть переплетены. Я и сам почти из этой среды. Всем кажется, что артист балета — это богема. А я из Балашихи, и многие мои знакомые свернули на дурную дорожку. Я продолжаю общаться с теми из них, кто еще жив. Думал, что наш фильм может вообще не получить прокатного удостоверения, и сам себе стал цензором, вырезал некоторые сцены».

Исполнительница главной роли Анастасия Кувшинова сыграла представительницу древней профессии, которая растит маленького ребенка. Кто его отец, непонятно — то ли популярный певец, то ли сутенер в исполнении Дмитрия Карташова, вполне себе приятный персонаж, даже чувствительный. Странно, что он выбрал такую профессию. «Мне нравятся непонятные финалы, — говорит Борис Акопов. — Свободу выберет героиня или это будет дорога в никуда, я даже сам до конца не знаю».

Анастасия Кувшинова родилась в Дивногорске, жила до 18 лет в Красноярске, сразу же поступила во ВГИК, предпочитает авторское кино, успела сняться у Игоря Волошина. Она смело заявляет, что «Бык» Акопова ей не очень нравится, а сценарий «Кэт» сразу заинтересовал. «Как Чичиков в «Мертвых душах», моя героиня перемещается от персонажа к персонажу, от мужчины к мужчине. Я люблю отрицательные роли», — говорит молодая и уверенная в своих силах актриса. А вдохновлялась она французской актрисой Анной Кариной, любит фильм «На последнем дыхании» Годара. Борис Акопов на площадке пытался спустить ее с небес на землю — надо «бычить», играть гопницу.

Кадр из фильма «Молодость» предоставлен пресс-службой ММКФ

В последний день конкурсных показов якутский режиссер Дмитрий Давыдов представил свой новый фильм «Молодость». Его предыдущую картину «Нелегал» о мигранте из Средней Азии, которого судьба занесла в Якутию, должны были показать на ММКФ, который отложили из-за начала спецоперации. Теперь уже с «Молодостью» Дмитрий продолжает тему чужака, резко поменяв жанр драматического триллера на комедию. Сорокалетний Василий (якутский актер Альберт Алексеев), где-то пропадавший двадцать лет, сваливается как снег на голову, когда его никто уже не ждет. Он служил в Хабаровске, осел в городе, ни разу не навестил родителей. А теперь все умерли. Остались одноклассники, его бывшая девушка, у которой есть сын и совсем другая жизнь. У другого одноклассника жена шестого ребенка должна родить. И вообще все у него хорошо — дом, хозяйство.

Виды заснеженной деревни напоминают живописные полотна. Людей мы видим через окна, как через рамы. Дмитрий Давыдов снялся в рекламных заставках, постоянно прерывающих фильм. Он рекламирует подснежниковую настойку, прочую дребедень, и это придает безумия происходящему, как и фантасмагорический танец продавщицы деревенского магазина «Колос». Герой может уйти, пропасть. Никто его не станет удерживать и спасать.

«Молодость» — название музыкальной группы, под которую на дискотеке по случаю какого-то юбилея танцуют местные жители. Эта сцена, как и включение других музыкальных вставок, напомнила фирменный стиль финского классика Аки Каурисмяки. Дмитрий Давыдов снимал при 56-градусном морозе в своем родном Амгинском улусе, где, наверное, каждый второй его актер. Там он и сам продолжает жить, хотя в корне изменил свою судьбу, став профессиональным режиссером, оставив профессию школьного учителя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28860 от 2 сентября 2022

Заголовок в газете: Якутский Аки Каурисмяки и закулисье Большого

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру