В центре зала — грабли, на которые, как водится в России, наступают вновь и вновь. Только, в отличие от обычного садового инструмента, эта инсталляция Олега Кошлеца под названием «Топография опыта» напоминает геометрический пазл: рукояти грабель изогнуты и превращаются в квадраты, прямоугольники и кривые линии. Арт-объект выставлен на фоне картин знаменитой художницы Клары Голицыной, где среди авангардных фигур вроде черного квадрата и красного круга можно прочитать слово «хаус». С обратной стороны фальшстены с известными работами Клары — разорванный на части и сложенный заново в хаотичном порядке фирменный бренд «Coca Cola». Это работа Киры Матиссен, с одной стороны, констатирует уход с рынка известных брендов, с другой — говорит о разорванных связях. Она же создала арт-объект под названием «Нет слов»: из темной металлической рамы вырастают клавиатура старинной печатной машинки и белый разорванный лист. Недалеко от этой работы — произведение, созданное в 2017 году ныне покойным Александром Федоровичем Панкиным. «Не погружайте в субъективность, будь в солнечном свете», — можно прочитать на черном фоне над авангардным изображением светила. Это цитата из письма Павла Флоренского своей дочери Ольге, написанного в 1936 году. Под работой Панкина — несколько рекламных плакатов начала ХХ века Маяковского и Родченко, которые обозначают связь художников ХХI века и легендарных авторов, живших столетие назад.
Проект «Выставка-месседж» был заявлен как исследование «внешнего визуального образа общества», коим и являются вывески и плакаты. «Вывеска объединяет знаковую и образную составляющие в общий визуальный смысловой код, легко запоминающийся и узнаваемый. Понять месседж — значит расшифровать послание, суть, контекст, подтекст и учесть особенности средства коммуникации и коммуникатора», — гласит кураторская концепция. Однако участники могли не ограничивать себя в выборе формата и техники, ведь сегодня знаковые системы вышли за рамки привычной вывески.
Поэтому Мария Калмыкова и Максим Проценко (арт-группа «M+M») предложила для проекта свою инсталляцию «Prive», созданную в 2017 году после поездки во Францию. В центре инсталляции золотой слиток, огражденный забором. «Мы с мужем были потрясены, сколько у них там заборов и ограничений. Эта работа про приватные территории вообще, их хватает и в России, и на Западе», — поясняет Мария Калмыкова. «Prive» — один из арт-объектов, попавший под нож. Сомнительным показалось администрации ОВЗ и видео Марии Камысы под названием «Красный», снятое в марте этого года. На белом снегу зритель видит красную линию, по которой бежит босая девушка. «Эта работа о разделении человечества на две части, на левых и правых, на «против» и «за». Она глубже «повестки дня», ее можно трактовать по-разному», — поясняет куратор.
В другие времена этот насыщенный визуальными образами, культурными кодами и разными смыслами проект вряд ли бы вызвал у чиновников вопросы, но теперь времена не те. 20 июля вступил в силу регламент Министерства культуры, который предписывает федеральным музеям проверять готовящиеся выставки на соответствие Стратегии национальной безопасности РФ, а к середине августа предписание спустилось на локальный городской и муниципальный уровень. Причем не в письменной, а в устной форме. «Мы отправили спецификацию в администрацию ОВЗ, это довольно сухая ведомость: в ней указываются автор, название и размер работы, прикрепили картинки. В ответе были пометки — снять это и то. Без аргументов и объяснений. Какие контексты увидели в работах — неизвестно. В галереях в шоке от таких указаний. Но я-то просто волонтер, художник, решивший объединить работы коллег в одно исследование темы вывески как некого культурного кода», — пояснила Кира Матиссен.