Фестиваль начался с траурной черно-серой заставки. Привычный красный цвет постера убрали. На сцену сквозь мрачный световой коридор вышла министр культуры Ольга Любимова, произнесла речь о новой реальности, с которой мы столкнулись, сложностях логистики и культуре отмены. Она поблагодарила всех, кто решился приехать в Москву, а потом призвала почтить минутой молчания трагически погибшую Дарью Дугину. Зал встал, и только едва слышимый звон колоколов нарушал тишину.
Колокола - на сцене, Андрей Тарковский - на экране. Александр Кайдановский - сталкер, прекрасная Маргарита Терехова, торопливо идущая в типографию, юный Коля Бурляев, стоящий среди поля Донатас Банионис, а потом опять Кайдановский, читающий строки Арсения Тарковского, и опять Терехова, парящая над землей, Олег Янковский со свечой… Чтобы мы делали без Тарковского?
Ведущий церемонии Андрей Мерзликин напомнил о 90-летии со дня рождения нашего кинобога и 60-летии со дня венецианского триумфа его «Иванова детства». В конкурсной программе участвует очень симпатичная китайская картина «Путешествия Масторны» Чан Мин Чжи Ляо об одном дне в Шанхае, пропитанная невероятной любовью к Тарковскому, где тоже воспроизведена сцена парения Маргариты Тереховой, придуманная Тарковским. И так невероятна и трогательна любовь молодых кинематографистов к русскому режиссеру на экране и в жизни, что это укрепляют веру в то, что еще не все потеряно в этом мире.
Черно-серые тона сменит привычная ярко красная символика, и на сцену пожалует Никита Михалков. Словно в ответ на многочисленные упреки по поводу проведения ММКФ в сложнейшие времена, когда не до веселья, Михалков произнес речь о том, что фестиваль – праздник, но не бывает так, что где-то полыхает, а те, кто на празднике, не понимают этого. Все мы, по его словам, участвуем в рождении новой страны. И то, что происходит за границей, могло бы прийти к нам.
Но кто-то думает, что будет так, как было. Но как было, уже не будет никогда, и это важно понимать. Он говорил о том, как пытаются отменить русскую культуру и унизить нашего человека любой национальности, у которого в кармане российский паспорт.
В общем, мы единственные, по мнению Михалкова, кто встал на защиту ценностей, которым присягали наши предки. 85 процентов мира не поддержали санкции, но ждут, чем все это закончится. Говорил Михалков как проповедник, а потом заметил, что «Женька стоит здесь», «Победоносец по имени Евгений», и увенчал Миронова символом власти как президента жюри основного конкурса.
Миронов и Михалков долго обнимались. Миронов вручал награду Константину Хабенскому «Верю! Константин Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства. Кому же еще? Раз – Константин. Два – недавно возглавил Московский Художественный театр. В последние годы некогда вручавшаяся зарубежным звездам класса Мерил Стрип награда, остается на родине.
Хабенский принял ее как аванс за возможный будущий вклад в кинематограф. А когда вновь зазвонил колокол под страшную хронику былых войн и человеческих страданий, запечатленных нашими кинематографистами, нарядная публика стала массово покидать зал, не дождавшись фильма-открытия «Сердце пармы» Антона Мегердичева по одноименному роману Алексея Иванова. А он создавался целых четыре года. Работающие в кинобизнесе люди ждут его как манну небесную в надежде, что хотя бы она сможет хоть как-то заинтересовать покинувшего кинотеатры зрителя, который, судя по всему, не желает в них возвращаться.