На фестивале «Летние балетные сезоны» поразительно выступил Сергей Скворцов

Феноменальный танцовщик закончил Днепропетровское училище

Хотя основные балетные труппы ушли в отпуск, и балетный сезон в Москве закрылся еще в начале августа, а откроется только через месяц, без балета москвичи не остались. Как всегда летом, весь июль и август на сцене Российского молодежного театра под слоганом «погружение в балет» уже в 21-й раз проходят «Летние балетные сезоны», которые с окончанием лета подходят к своей финальной точке.

За 59 дней здесь было сыграно 72 спектакля. А закроется сезон по традиции тем же балетом, с чего и начинался – бессмертным шедевром Чайковского «Лебединое озеро», спектаклем ставшим своеобразным символом балета.

Феноменальный танцовщик закончил Днепропетровское училище
Сергей Скворцов в балете «Дон Кихот». Фото Николая Майорова

За время фестиваля на площадке Молодежного театра выступили четыре балетных коллектива, разные по своему уровню и значимости. Наряду с такими известными балетными коллективами, как Марийский академический театр оперы и балета имени Э. Сапаева и Московский театр имени Н. Сац, почти весь июль и август сцену РАМТа (в 20-е годы прошлого века она некоторое время была филиалом Большого театра) делили и две относительно недавно образованные и небольшие по своей численности компании - «Русский Классический Театр Балета» (худрук В. Грищенко), основан в 2009 году. и «Национальный Классический Балет» (худрук А. Нехлюдова), который берет свое начало с 2010 года.

Труппы эти совсем небольшие. Так что, чтобы показать акт теней в масштабном балете «Баядерка» на сцену «Национальный Классический Балет» выставляет вместо положенных 32-х или хотя бы 24-х танцовщиц (на премьере в 1877 году у Мариуса Петипа их было вообще 64!) 17 кордебалетных девушек.  Заметим, однако, что и они еле-еле умещаются на небольшой, не предназначенной для танцев драматической сцене Молодежного театра.  

Такая же картина в «Жизели», «Спящей красавице», «Лебедином озере» и других балетах классического наследия. Редакцию классики эти труппы показывают сокращенные и урезанные. Не имеют возможность такие компании поразить зрителей и по-настоящему роскошными декорациями, как это сделал театр Сац в своей «Спящей красавице» (художник-постановщик Вячеслав Окунев). Да и сам уровень компаний не позволяет им претендовать на такие дорогостоящие затеи. Здесь все дешево и сердито. Хотя на качество декораций и костюмов никто пожаловаться не может. Больше претензий к кордебалету, который набирается в таких труппах по принципу «с бору по сосенке». Да и таких солистов, как, например, Иван Титов в театре Сац, эти труппы не имеют.

Поэтому на главные партии в своих спектаклях приглашают известных солистов из Московского «Стасика» или Воронежского театра оперы и балета. И здесь открытия могут ожидать не только мало искушенную в балете публику, почти до отказа заполняющую зал РАМТа все эти летние дни, но и насмотренных балетоманов.

Ольга Сизых в балете «Баядерка». Фото Николая Майорова

Если к неизменно высокому техническому и актерскому уровню исполнения премьера Воронежского театра оперы и балета Ивана Негробова публика уже привыкла, поскольку он сотрудничает с театром «Национальный классический балет» с 2015 года, то выступившая с ним в роли Никии  в «Баядерке» Ольга Сизых, известна тем, кто лишь ходит в театр на Большой Дмитровке. Ведущей солистке «Стасика» присуща выразительная подача, элегантность и наполненность танца, так что её выступление вместе с труппой «Национального классического балета» оставило самое приятное впечатление. Выступления Ивана Негробова в «Спящей красавице» (принц Дезире) и «Баядерке» (Солор) демонстрировали легкость прыжков с приземлением в четкие пятые позиции, выразительность жеста и завершенность графически выстроенных поз.

К таким же открытиям относится выступления в спектаклях «Летних балетных сезонов» приглашенных солистов Елены Коцюбиры и Бориса Журилова. Борис, танцовщик с превосходными внешними данными, известен балетной Москве своей академической выучкой ( в 2006 году закончил Академию балета им. А.Я. Вагановой и 12 лет проработал в Мариинском театре), отточенной техникой и артистизмом. И можно только удивляться тому обстоятельству, что этот прекрасный артист до сих пор так мало занят в главных ролях в труппе Музыкального театра, в которой работает с 2019 года. Единственная в его репертуаре премьерская партия в «Стасике» - Принц-Щелкунчик в одноименном балете Чайковского, что маловато для артиста такого уровня. 

На фестивале он был неотразим в партии Тореадора. Его говорящая пластика фокусировала на себе взгляды зрителей в премьерном для «сезонов» балете «Кармен» Бизе-Щедрина (в Мариинском театре он, например, танцевал эту партию с Ульяной Лопаткиной). Он восхищал зрителей статью и отличной актерской игрой в «Жизели» (граф Альберт) и в «Лебедином озере» (принц Зигфрид). А вот его партнершу Елену Коцюбиру я видел в первый раз… Точеная фигура, красивые удлиненные ноги, элегантная работа стоп, танец неспешен и изыскан.

Елена Коцюбира и Борис Журилов в балете «Жизель». Фото Татьяны Вальяниной

Елена Коцюбира балерина опытная. В 2000 году она закончила Пермское хореографическое училище по классу легендарного педагога Л. Сахаровой. С того же года была солисткой, а затем и примой Санкт-Петербургского МАЛИГОТа (сейчас Михайловский театр). А в 2006 году стала серебряной лауреаткой  престижного международного конкурса «Арабеск», на котором  медаль ей вручала сама Екатерина Максимова (сейчас конкурс носит имя этой великолепной танцовщицы).

Кстати, о конкурсах… С другой труппой - «Русский классический театр балета» - выступал на фестивале золотой и серебряный лауреат почти всех возможных международных конкурсов Юрий Выборнов. Он обладатель 1-й и 2-й премии на том же «Арабеске», 1-й премии конкурса «Гран-при Сибири», 2-й премии международного конкурса в Корее (Сеул, 2019) и 2-й премии китайского конкурса Xiamen, 1-й премии и золотой медали на конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира» и других столь же престижных международных соревнований. И его единственное выступление в «Дон Кихоте» с балетом под руководством Валентина Грищенко вполне соответствовало всем этим победам.

Юрий Выборнов в балете «Дон Кихот». Фото Ольги Кузякиной

Он удивлял стремительными вращениями, и исполнял поразительные па-де-баски с раскрытием в воздухе ноги в арабеск, не забывая при этом и об образе, создаваемом на сцене. Зашкаливающий темперамент! У такого исполнителя, как говаривала Майя Плисецкая, «штепсель всегда включен на двести двадцать».

Кажется, перещеголять его во всех этих невероятных технических «наворотах» было невозможно, однако танцовщик, способный составить ему конкуренцию на фестивале, всё же нашелся.

Его имя - Сергей Скворцов, но прежде я никогда о нем не слышал. Пришел на его выступление в «Дон Кихоте» с труппой «Русского классического театра балета, испытывая некоторый скепсис. Скепсис вполне оправдался, когда я увидел максимально сокращенную редакцию классического балета в хореографии Петипа-Горского, из которого выкинуты целые сцены, а сам Дон Кихот погружается в свой сон с амурами, дриадами и Дульцинеями по ходу первого акта (обычно эта сцена происходит во втором акте) прямо в центре городской площади Барселоны.

Но танец Скворцова поражал воображение. Для описания его техники мало дать стандартные определения. Перед ней бледнеют технические достижения даже такого, кажется, непревзойденного танцовщика, как приглашенный премьер Большого театра Иван Васильев – а он наш главный трюкач на балетном пространстве. Все эти «разножки» - молниеносные и резкие воздушные шпагаты в прыжке, безумные вращения «штопором», как в фигурном катании, длительные, по полминуты, под дробь барабана, поддержки балерины на одной руке, когда сам танцовщик при этом стоит на одной ноге, потому что другую он красиво поднимает в пассе, а также другие «каверзы», для которых еще и названия не придумали… Однако трюки, что выполнял Сергей Скворцов, сопоставимы по уровню сложности только с теми, что в 1997 году на Международном конкурсе артистов балета в Москве выполнял Андрей Баталов. С той только разницей, что солист Мариинского театра Баталов стал одним из четырех обладателей Гран-при за всю историю самого престижного международного конкурса, и оттеснил на этом конкурсе на, безусловно, почетное, но всего лишь «утешительное» первое место проигравшего ему Николая Цискаридзе. А Сергей Скворцов, судя по всему, вообще ни в каких конкурсах никогда не участвовал.  И это парадокс…Перед нами, по всей видимости, уникальный самородок. 

Феноменальный танцовщик закончил Днепропетровское училище. Кстати, то же самое, в котором начинали свое восхождение на балетный Олимп тот же Иван Васильев, Артем Овчаренко; другой многократный лауреат международных конкурсов Александр Омельченко вообще был одноклассником Скворцова. Он работал в Днепропетровском и Чебоксарском театрах оперы и балета, а потом в малозначительных балетных компаниях, со множеством из которых продолжает сотрудничество по сей день как «свободный художник»…

Вот такие удивительные «нечаянные» открытия, можно сделать на «Летних балетных сезонах».

Поделюсь и еще одним открытием, сделанном на выступлениях Марийского академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева. Уровень этого коллектива, который открывал «Сезоны», разумеется, несопоставим с теми маленькими труппами, о которых я только что говорил. Весной в Йошкар-Оле Борис Эйфман перенес в этот театр свой знаменитый балет «Русский Гамлет», и труппа с ним отлично справилась.

Итару Нада в балете «Лебединое озеро». Фото Андрея Степанова

Коллектив гастролировал в Москве две недели, показал семь балетных спектаклей. И почти во всех из них участвовал удивительно органичный японский танцовщик Итару Нада. Я видел этого молодого артиста еще на конкурсе «Молодой балет мира», что проходил в прошлом году в Сочи, а потом в партии Фаворита в балете «Русский Гамлет» и могу сказать, что театру с таким солистом может позавидовать любая московская труппа.

Итару родился в городе Осака. С 6 лет занимался балетом в Art of Russian Ballet в Киото, а в 14 продолжил обучение в Берлине, потом в Санкт-Петербурге, где проучился 3 года. В 2020 году, когда в мире бушевала пандемия, закончил Вагановскую академию по классу А. В. Ильина. И «неисповедимыми» путями каким-то образом попал в Йошкар-Олу.

Ему 20 лет, и он уже станцевал в Марийском балете многие ведущие партии, кроме Солора в «Баядерке», принца Дезире в «Спящей красавице» и Альберта в «Жизели», что, конечно, «не за горами». Он, к сожалению, еще не премьер, но после Москвы стал ведущим солистом труппы. На двухнедельных гастролях он танцевал почти каждый день: Принца Зигфрида в «Лебедином озере», Щелкунчика-Принца в «Щелкунчике», Феба в «Эсмеральде», Базиля в «Дон Кихоте». Высокий рост и удлиненные линии этого исполнителя дополнялись отличной техникой. Он хорошо делал жете ан турнан по кругу, да и вообще поражал выучкой и артистизмом, яркостью образов, проработкой нюансов и деталей, свежестью лирического чувства своих героев.

Теперь фестиваль подходит к концу. За все его время здесь показали не только 16 названий классических балетов, но и премьеры, спектакли, которые не показывались во время фестиваля ранее -  «Чиполлино» Карена Хачатуряна и одноактные балеты «Кармен» Жоржа Бизе и «Пахита» Эдуара Дельдевеза, «Шопениана» Фредерика Шопена, «Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова и «Половецкие пляски» А.П. Бородина. Последние под закрытие сезона показал Московский государственный академический театр имени Н. Сац, участвующий в этом фестивале впервые.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру