Сейчас галерея и музей закрыты. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявил в видеообращении, что нужно справедливо отнестись к экс-мэру и сохранить уникальный музей.
Политолог, экскурсовод и исследователь Екатеринбурга Дмитрий Москвин живет напротив Евгения Ройзмана. Окна дома Дмитрия смотрят аккурат на здание, украшенное разноцветной плиткой и вывеской «Невьянская икона». Утром 24 августа туда нагрянули правоохранители. Несколько часов там проходили обыски, после этого Евгения Ройзмана увезли в главное управление МВД по Свердловской области, а оттуда отправляют в для следственных действий в Москву.
– Из окон своей квартиры я видел, что у дома собрались силовики и журналисты, – говорит Дмитрий Москвин «МК».
– Вы, наверняка, не раз бывали в музее, расскажите, как устроена экспозиция и сам дом?
– Музей существует с 1999 года. Он менял площадку несколько раз, а последние 15 лет располагается на этом месте. Это часть жилых помещений Ройзмана. Там представлено несколько сотен икон, предметы утвари – это очень интересные объекты.
Сама история Невьянской школы связана со старообрядчеством, желанием выразить свое видение мира. Это беспрецедентная коллекция – ничего подобного нет ни в самом Невьянске, ни в других музеях. Здесь все проработано, есть книги, исследования, публикации и реставрационная мастерская.
Дом строили в конце 2000-х. Он был так спроектирован, что можно двигаться из музея в квартиру этажом выше, где живет Ройзман. Таким образом, музей – как бы часть его квартиры.
Экспозиция музея – это большой зал, который разделен на несколько зон специальными конструкциями, где висят иконы плотной шпалерной развеской. Есть там и объекты, относящиеся к церковной истории, а на лестнице несколько художественных полотен Миши Шаевича Брусиловского – знаменитого екатеринбургского художника, который умер несколько лет назад. Они с Ройзманом дружили.
В коллекции музея более 700 уникальных предметов.
– Это замечательный музей – первый частный музей в нашей стране, – говорит «МК» специалист по иконописи, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Русского музея и эксперт Министерства культуры Ирина Шалина. – Евгений Ройзман – не искусствовед, но он очень глубоко окунулся в проблематику поздней иконописи, о которой мало кто занимался в то время (в 1990-е. – М.М.). Он, по сути, стал одним из первооткрывателей Невьянской иконы. До того такого понятия вообще не было. Его коллекция представляет всю историю развития этого старообрядческого центра. Это единственное в таком роде собрание.
– Можно оценить эту коллекцию?
– Для специалистов она бесценна. Когда речь идет о ценности того или произведения, нужно проделать колоссальную работу по исследованию и сравнению с другими подобными памятниками, а главное, нужна специальная судебная лицензия. Как эксперт Министерства культуры по иконе, раньше я могла хотя бы приблизительно оценить стоимость в экспертизе, а сейчас я не имею право. Могу лишь сказать, что это уникальное собрание, вокруг которого была проделана огромная работа по исследованию.
Невьянская школа – уникальное явление поздней иконописи, появившаяся в Невьянске в начале XVIII века и существовавшей до первой трети XX. Считается вершиной уральского старообрядческого иконописания. Долгое время Невьянск был своего рода столицей династии промышленников Демидовых, которые придерживались старообрядческих взглядов. Поэтому в Невьянск стекались последователи старой веры. Богатый горнопромышленный центр стал и уникальной культурной точкой, известный не только своей падающей башней, но и иконописной школой. В 2003 году в городе, расположенном в 76 км от Екатеринбурга, при помощи Евгения Ройзмана был открыт «Дом Невьянской иконы». Но его коллекция значительно меньше собрания экс-мэра.
Музей Невьянской иконы в Екатеринбурге – одна из культурных точек притяжения в городе. Ройзман часто сам проводил экскурсии по музею, там бывали все известные гости Екатеринбурга. В прошлом году, например, его посетил Федор Конюхов, а в 2019-м – музыкант Борис Гребенщиков.
Евгений Ройзман увлекся иконописью еще в детстве – в начале 70-х, когда ему попалась в руки книга Солоухина «Черные доски». А собирать иконы начал больше 40 лет назад, когда ему было всего 17 лет.