О плохом состоянии Дома Мельникова и необходимости реставрации говорят уже очень давно. Реальная подготовка к работам началась 8 лет назад. После детального обследования здания и земли, на которой он стоит, был разработан проект реставрации. Весной 2021 года Музей Щусева обнародовал результаты обследования и план реставрации. Тогда предполагалось, что проект реставрации обойдется в 16 миллионов рублей, работы начнутся весной 2022 года, а завершатся к концу 2024 года. Однако теперь старт работ сдвинулся на год. Почему — «МК» объяснила Елизавета Лихачева.
— Все затянулось, потому что мы изначально пошли неправильным путем. В процессе обследования были выявлены существенные недостатки в предмете охраны, и мы должны были скорректировать его. Поэтому мы задержались с проектом реставрации — он был готов к апрелю этого года и передан для согласования в Мосгорнаследие. Первую часть проекта уже согласовали, вторую должны утвердить к 26 августа. После этого мы начнем определение подрядчика и подготовку. Реальные работы на объекте начнутся весной 2023 года. А с осени мы будем готовить памятник к реставрации, то есть будем вывозить мебель и оборудовать строительную площадку.
— Изначально говорилось, что Дом Мельникова будет частично доступен для публики во время реставрации. Почему теперь решено все-таки закрыть памятник?
— Мы не хотели его закрывать, но реставраторы убедили нас в том, что это необходимо — из-за особенностей системы отопления и вентиляции в доме. Иначе строительная пыль будет попадать в другие части здания. Значительная часть работ будет происходить в зимнее время, когда работает отопление. Если мы закрываем вентиляцию в каком-то одном помещении, в этой комнате тут же упадет температура, ведь там не батареи, а воздушная система отопления. А если падает температура, то невозможно делать никакие «мокрые» штукатурные работы. Это опасно для конструкции и мемориальных предметов. Потому что строительная штукатурная пыль въедается в мебель. Ее потом будет очень сложно реставрировать.
— Сколько еще памятник будет доступен для публики?
— До октября 2022 года. То есть он будет доступен в течение сентября, потом дом закроется. За 2–2,5 месяца мы планируем вывезти предметы. После этого здание некоторое время простоит пустым, мы будем обустраивать строительную площадку. Мы не торопимся. Да, можно сделать быстрее, но наша основная задача — обеспечить сохранность памятника. Поэтому мы действуем очень аккуратно. Часть мемориальной обстановки можно вынести только через четырехметровый витраж, который сразу после этого нужно будет разбирать. Если мы его откроем, то уже не закроем. Его состояние вызывает очень серьезные опасения.
— Сами предметы из Дома Мельникова нуждаются в реставрации?
— Реставрация предметов ведется вне зависимости от реставрации дома. Это плановая работа. Этим занимаются наши реставрационные мастерские.
— Когда закончатся работы?
— Изначально мы заложили достаточно много времени, понимая, что могут быть подводные камни. Мы должны закончить к концу 2025 года. То есть в 2026 году дом должен открыться для посетителей.
— Сейчас дом можно посетить только в составе ограниченной экскурсионной группы. Как будет после реставрации?
— Точно так же. Реставрация Дома Мельникова не приведет к увеличению количества посетителей.
— Планируете ли вы какие-то события вокруг Дома Мельникова и его создателя, пока памятник будет закрыт?
— В октябре открывается большая выставка, посвященная 130-летию архитектора. Она была подготовлена к 2020 году — то есть непосредственно к юбилею. Но из-за пандемии проект был перенесен. Будут продолжены публикации, посвященные памятнику и Константину Мельникову. Но самое главное для нас сейчас — выйти на реставрацию. Остался последний рывок, самый сложный. Все готово, теперь надо запустить эту машину.
— Каков бюджет реставрации?
— Мы бюджет изначально не рассчитывали, это бессмысленно. Сейчас выйдет проект реставрации из Мосгорнаследия, и будет сделана смета. Этим займется подрядчик. Проект реставрации обошелся в 25 миллионов рублей. По опыту могу сказать, что обычно проект реставрации — это 5–10% от стоимости самих работ. То есть можно посчитать, что работы обойдутся примерно в 200–250 миллионов рублей.